Молоко
Большинство туристов в Великобритании шокирует отсутствие привычного «молочного разнообразия» на полках супермаркетов. Не найти там ни добродушных бабушек, ни деревенских домиков, которые так украшают упаковки продуктов и внушают потребителю стойкую мысль о каком-то их «особом качестве».
В Англии молоко, в основном, делится на скучное «британское жирное», «британское полужирное» и «британское обезжиренное». Могут британцы купить йогурты, несколько видов сливок (некоторые из них по консистенции и вкусу напоминают сметану) и даже так называемый «козий сыр», похожий на творог.
Однако выбор довольно ограничен. И все это — несмотря на то, что в стране представлены такие гиганты мирового молочного рынка, как Nestle, Danone и многие другие.
Англичане просто еще не додумались разливать молоко из одной бочки в разные пакеты и называть его по-разному, как это делают большинство наших производителей.
В ожидании молочникаОдна из многих причин подобного положения вещей — у британских потребителей другие запросы.
Житель Соединенного Королевства не избалован различными творожными массами и молоком со вкусом ванили, малины и других добавок. Но в подобных продуктах он и не заинтересован. Зато английский потребитель испытывает особую ностальгическую привязанность к молочникам, которые когда-то по утрам приносили свежее молоко прямо на порог.
Традиция до сих пор не умерла: около 6 тысяч молочников до сих пор поставляют продукцию местных ферм в 3 миллиона британских домов. Сегодня каждый житель островов, в любом городе или провинции может заказать доставку молока по интернету — на сайте «Найди мне молочника». А ударники молочного труда награждаются по результатам конкурса «Молочник года».
Гонения на коровЭто у нас молоко считается полезным для здоровья продуктом. В Британии же не так давно стало известно, что путем своей естественной жизнедеятельности коровы загрязняют природную среду метаном — парниковыми газами. То есть вносят свой разрушительный вклад в изменение климата на нашей планете.
СМИ, различные ассоциации, ритейлеры и даже сами фермеры страны (многие из которых чувствуют свою ответственность и даже немного стесняются злых деяний, невольно совершаемых коровами) стараются постоянно повышать осведомленность потребителей в этом вопросе.
Кроме того, работники индустрии питания в Британии постоянно трудятся над выведением более совершенного вида буренок. К примеру, в августе этого года одна из крупнейших сетей супермаркетов Tesco даже выпустила специальный знак на этикетке для молока, произведенного «хорошими» коровами — передовиками борьбы против глобального потепления. Такие коровы, по утверждению производителей, едят какой-то особый корм, и продукты их жизнедеятельности менее опасны для окружающей среды.
В тисках супермаркетов и законовВлиятельные сети супермаркетов внесли свою лепту не только в дело борьбы с вредными коровами, но и с независимыми молочными брендами. В Британии господствует private label — частная торговая марка, то есть товар, продающийся в магазине под именем самого магазина.
Потребитель зачастую предпочитает покупать молоко в одном и том же супермаркете — просто потому, что это для него привычнее, и выбирать между несколькими брендами просто лень и времени нет.
Но на первом месте, безусловно, цена. Arla — британский производитель молока под брендом Cravendale, уже не первый год заявляет о том, что расти компании не дает именно низкая стоимость частных торговых марок.
Грудное - полезнее? Строгие законодательные ограничения также оказали влияние на развитие молочного рынка. В соответствии с Международным кодексом по маркетингу заменителей грудного молока Всемирной ассамблеи здравоохранения, в Британии запрещена реклама подобных продуктов.
Хотя в законодательстве есть некие дыры, дающие возможность производителю рекламировать заменители как бы в составе «всей торговой марки», свое право на полноценное грудное вскармливание британцы упорно отстаивают. Именно в Англии находится секретариат Комитета бойкота Nestle: эта компания, по мнению членов Комитета, нарушает кодекс гораздо чаще других производителей.
Впрочем, в Британии, по данным Совета по развитию молочной промышленности, продажи молока под разными брендами до кризиса росли в довольно неплохо. К примеру, только в 2004, по сравнению с предыдущим годом, они увеличились на 23%.
В начале сентября 2009 года Молочная ассоциация запустила рекламную кампанию стоимостью 7,5 млн. фунтов по продвижению потребления молока. Британских производителей пожалели даже европейцы: почти половина средств, то есть 3 млн. евро, поступила в виде гранта от Европейской комиссии. О том, насколько изменятся «молочные пристрастия» британцев можно будет узнать через три года: именно столько времени продлится кампания.