Вивьен Вествуд (Vivienne Westwood)
Эпатажная дизайнер Вивьен Изабель Свайр (Vivienne Isabel Swire), известная в миру как Дама Вивьен Ветствуд (Dame Vivienne Westwood), родилась 8 апреля 1941 года в городе Глоссоп. Родители Вивьен заведовали почтампом, а в возрасте 17 лет всей семьей они переехали в Лондон. Там девушка окончила педагогический университет и проучилась один семестр в Художественной школе в Харроу. Семья Вивьен жила в скромном достатке, поэтому у девушки появилось огромное желание покинуть отчий дом. Тогда же Вивьен вышла замуж за менеджера танцевального зала Дерека Вествуда, и в их браке, который продлился пять лет, родилось двое детей — дочь Роуз и сын Бен.
После рождения первого ребенка, Вивьен пошла работать учительницей в школе, хотя многим сочетание взбалмошной молодой мамаши и учебного заведения откровенно было непонятно — спокойная размеренная жизнь была не для нее. Из-за своего взрывного характера девушка уже тогда прослыла "королевой скандала". В 70-х годах произошла судьбоносная встреча отвязной девицы со студентом, изучавшим историю, а впоследствии ставшим законодателем панк-культуры. Им оказался продюсер известной знаменитых Sex Pistols Малком Макларен. Между ними завязались любовные отношения, и они стали жить вместе, а вскоре на свет появился сын Джозеф. Малком стал для девушки "вдохновителем", именно он открыл в ней любовь к дизайну. Благодаря ему в 30-летнем возрасте Вивьен впервые увлеклась модой и одеждой.
В 1971 году пара открыла магазин одежды в Челси, причем у женщины не было ни специального образования, ни какой-либо подготовки. Владельцы бутика были в постоянном творческом поиске, оттого и имя магазина постоянно менялось. То он был назван "Let it Rock", в ассортимент входили диски и одежда 50-х годов, далее его переименовали в "Too fast to live, too young to die". А последнее преображение было шокирующим — в 1974 году ассортимент одежды в магазине "SEX" Вивьен и Малкома пополнился так называемой "резиновой одеждой" и нарядами в стиле панк, а само заведение приобрело статус секс-шопа. В 1976 году Вивьен и Малком начали шить одежду для выступлений Sex Pistols, благодаря группе магазин приобретал все больше покупателей.
В то время уходила эра хиппи, и было необходимо искать какой-то новый стиль, который бы так же будоражил кровь молодых людей. Тогда в Великобританию вихрем ворвались панки. Поняв, что вот он — шанс войти в мир моды, Вествуд зацепилась за новое направление. Она не прогадала — в 80-х годах ее восхождение стало фееричным. Коллекции начинающего дизайнера завоевали подиумы Лондона, а кричащие названия говорили сами за себя — "Пираты", "Дикарь" и "Ведьмы". Сами показы отличались экстравагантностью, но безумно нравились публике. На одном из дефиле модели появились со спутанными волосами, испачканные в краске, а головные уборы больше напоминали мешки с перьями. Тогда же Вивьен Вествуд решила переименовать свой бутик в "Конец света". Она ввела в свои наряды популярные тогда элементы одежды — бюстгальтеры поверх блузок, тем самым подтолкнув моду к появлению разнопланового нижнего белья. Позднее сам Готье разработал первые модели корсетов, а в 90-е годы эта мода ввелась в общие массы.
В 1983 году на показах в Париже наряды моделей Вествуд были похожи на треугольные платья, жакеты были непонятного размера, а рукава доставали до пола. Тем не менее, коллекция была принята на ура. Позднее Вивьен радикально изменила свой дизайнерский стиль, обратившись к так называемому "тронному стилю". В ее коллекции 1985 года присутствовали пышные юбки в крупный горох и туфли на высокой платформе, в результате чего эта одежда моментально вошла в обиход. Скандальную известность приобрели и одежды, на которых красовалось изображение королевы Елизаветы II с английской булавкой в губе. В стиль Вивьен вошли "королевские темы" — на показах присутствовали мантии, шотландские одежды, а моделями были потрепанные дамы пышных форм, с размазанным гримом на лице и татуировками. Однако у известности есть и обратная сторона медали — столь напряженная работа свела отношения гражданских супругов на нет, и они решили разойтись. Но развод нисколько не расстроил женщину, а наоборот — дал много свежих идей для творения.
Несмотря на порою странные наряды, в работах Вествуд всегда прослеживались уникальный крой, блестящие дизайнерские идеи и неповторимая работа. В 1990 году ей по праву был присвоен статус "Лучшего дизайнера года" Англии, тогда же Вествуд выпустила коллекцию для мужчин. В новой линии того же года "Портрет" она предложила публике туфли на высоком каблуке, говоря, что любит "ставить женщину на пьедестал, причем в прямом смысле этого слова". Несмотря на огромную популярность, она не стремилась к материальным благам — Вивьен был интересен сам процесс изобретения чего-то нового, приятно шокирующего. 90-е годы могли по праву называться "историческим возвращением", основной идеей которого был взгляд в прошлое. Даже оформление бутика Вивьен соответствовало данному требованию — часы в помещении шли назад.
Коллекции Вествуд 1994 — 1995 годов ознаменовались легким намеком на эрогенные зоны, а сами одежды представляли собой короткие юбки и турнюры. В то время дизайнер проявила себя как фетишистка, специально приоткрывая все самые чувственные зоны женщины. Чтобы не прослыть "голословной", Вествуд сама носила такого рода одежду, показывая превосходные возможности правильно подчеркнуть очертания фигуры. Но такая смелая идея не принесла ей особого успеха, и женщине пришлось отказаться от турнюров, однако корсеты присутствовали отныне в каждой ее коллекции. Тем не менее, в конце 90-х годов Вивьен приобрела всемирную известность – она стала продавать лицензии, а также выпустила собственные духи "Будуар", которые также оказались успешными. В 1998 году дизайнер получила престижную награду "Queen’s export award".
Новые финансовые партнеры дали возможность дизайнеру выпустить несколько коллекций, которые вывели работу Вивьен Вествуд на новый уровень — "Vivienne Westwood gold label", "Vivienne Westwood red label", коллекция для мужчин "Vivienne Westwood Man" и "Англомания". Естественно, на фоне появляющихся молодых дизайнеров мода Вивьен уже давно стала классикой, а ее постоянными клиентами были не только именитые звезды, но и члены английской королевской семьи.
Вскоре Вивьен Вествуд удостоилась престижного титула "Дама", после чего преподавала в Вене, в Академии прикладного искусства, а затем в Берлине. Тогда же она связала себя узами брака со своим бывшим студентом, австрийцем Андреасом Гронталером. Несмотря на то, что он на 25 лет моложе своей экстравагантной супруги, их творческий и личный союз крепок как никогда — уже 7 лет они работают вместе. Ее уже выросшие дети также нашли "место под солнцем" — общий сын Вивьен и Малкома Джо, стал основателем компании Agent Provocateur, а второй сын Бен увлекся эротической фотографией. Мать Вивьен, Дора, в 2008 году посетила художественный манифест дочери "Опус".
Вивьен известна как политактивист, в 2008 году она принимала участие в акции по ядерному разоружению.
Несомненно, личность Вивьен Вествуд ассоциируется с уникальностью, странностью и огромным желанием шокировать публику. Она до сих пор является неудержимой бунтаркой, один из ее последних поступков действительно сильно удивил мир. Вивьен согласилась позировать обнаженной для одного модного журнала.