Дэвид Култхард (David Coulthard)
В 1989 году, после очень успешной карьеры в картинге, Дэвид Култхард стал участвовать в гонках "Формулы-Ford", где он сразу же завоевал звание Молодого Гонщика Года по версии McLaren и журнала "Autosport". Казалось бы, у него есть все внешние атрибуты баловня судьбы. Cамый опытный из действующих гонщиков "Формулы-1". Идол молодежи и кумир женщин, опережающий в их сердечном рейтинге самого Дэвида Бекхэма. Удачливый бизнесмен, владеющий отелями в Великобритании и Монако. Но мало кто знает, что за эталонным улыбчивым фасадом скрывается весьма драматичная судьба. И что на самом деле у него есть только один настоящий друг. Такой же, как и сам Дэвид Култхард, горец - яхта "Highlander" длиной 105 футов.
Дэвид Култхард добился внушительных успехов в юниорской категории. Этому не смогла помешать даже авария 1990 года в Спа, в которой он сломал себе ногу. Култхард выиграл престижные кубки "Формулы-3" в Зандвоорте и Макао в 1991 году, и его репутация как гонщика стала стремительно расти. В сезоне 1993 года Дэвид Култхард стал третьим в чемпионате "Формула-3000" и прошел тесты в команде "Формулы-1" "Williams". А в 1994 году, после гибели Айртона Сенны в Имоле, Култхард начал свои успешные выступления в "Формуле-1".
Первая победа досталась Дэвиду Култхарду на Гран-при Португалии в 1995 году. По итогам сезона он расположился на третьем месте в личном зачете. В 1996 году Култхард переходит в команду "McLaren". В 1997 году выигрывает открывающий сезон Гран-при Австралии. В Монце он вновь финиширует первым. И в очередной раз становится третьим в личном зачете по итогам сезона.
B 1998-1999 годах Дэвид Култхард оказался в тени славы своего партнера по команде Мики Хаккинена, который уверенно побеждал в личном зачете и становился два раза подряд чемпионом мира. Но, тем не менее, Дэвид многократно заканчивал гонки рядом с Микой, слетанной парой, доставляя радость поклонникам и команде.
Лучшим результатом Култхарда в чемпионате "Формулы-1" стало второе место в сезоне 2001 года. Дэвид великолепно начал сезон и даже шел несколько этапов по очкам вровень с Шумахером. Но что-то не сложилось и на финише чемпионата Дэвид стал только вторым. Но для многих такое достижение так и останется несбыточной мечтой. В последующие 2002-2003 годы до звания чемпиона Дэвиду Култхарду было уже далеко. Его начинал затмевать Кими Райкконен, на которого Рон Деннис и команда "McLaren" сделали основную ставку.
2004 год оказался провальным для команды "McLaren" в целом. В начале года руководство "McLaren" объявило, что с 2005 года в команде будет выступать Хуан Пабло Монтойа, дав понять Култхарду, что его многолетняя карьера в "McLaren" окончена.
В родном местечке Дэвида есть музей, который основал его отец. Это одна из достопримечательностей мелкого городка, где родился и рос Дэвид. Там есть все шлемы, в которых он выступал, "трофеи" с Гран-при и много всего интересного. Сам Дэвид Култхард является совладельцем одного из отелей в Монако и иногда шутит, что он приносит ему больше денег, чем выступления в "Формуле-1".
Сезон 2005 года шотландец провел в новой команде "Red Bull", построенной на базе "Jaguar". Многолетний опыт и талант Култхарда стали примером для его молодых партнеров по команде: Кристиана Клейна и Витантонио Льюцци. Дэвид сыграл большую роль в заключении контракта с Эйдрианом Ньюи, который в течение сезона 2006 года проектировал болид RB3. Шасси RB2 фактически было заморожено в развитии. поэтому в гонках прошедшего года шотландцу пришлось тяжело. Тем не менее, он набрал 14 очков и принес первый подиум "Red Bull" в Монако. Все надежды Култхарда связаны с сезоном-2007, но ему придется выдержать внутрикомандную конкуренцию с Марком Веббером.
Благодаря своему упрямому характеру Дэвид Култхард сделал успешную карьеру гонщика "Формулы-1". На данный момент 36-летний шотландец является самым опытным пилотом королевских автогонок. Среди пилотов, выступающих в нынешнем году, Дэвид занимает второе место по числу побед на этапах чемпионатов мира. Он 13 раз выигрывал Гран-при. По количеству набранных за карьеру очков Култхард занимает первое место среди всех британских гонщиков "Формулы-1". Если же учесть возраст Дэвида и предположить, что гоняться ему в "Формуле-1" осталось сезона два-три, то получается, что шотландец вряд ли добьется в своей карьере главного - не станет чемпионом мира. Для человека амбициозного, поставившего жизнь на гоночную карту, это вполне достойный повод для личной трагедии или по крайней мере для поиска другого способа самоутверждения.
Этапы карьеры Дэвида Култхарда: 1983-1985: Картинг. Победитель чемпионата Шотландии среди юниоров
1986-1988: Картинг. Победитель открытого чемпионата Шотландии
1989: Формула-Ford 1600. Победитель британского чемпионата;
3-е место на фестивале Формулы-Ford в "Брэндс-Хетче"
1990: Vauxhall-Lotus. Британская серия. 4-е место
Чемпионат GM Lotus Euroseries. 5-е место
1991: Формула-3. Британский чемпионат. 2-е место;
Победитель Гран При Макао и Marlboro Masters
1992: Формула-3000. Paul Stewart Racing. 9-е место
Формула-1. Benetton. Тесты за команду
1993: Формула-3000. Pacific Racing. 3-е место;
Гонка "24 часа Ле-Мана". Jaguar. Победитель в классе GT. 15-е место в общем зачете;
Формула-1. Williams. Тесты за команду
1994: Формула-1. Williams. 7 Гран При. 8-е место (14 очков)
1995: Формула-1. Williams. 3-е место (49 очков)
1996: Формула-1. McLaren. 7-е место (18 очков)
1997: Формула-1. McLaren. 3-е место (36 очков)
1998: Формула-1. McLaren. 3-е место (56 очков)
1999: Формула-1. McLaren. 4-е место (48 очков)
2000: Формула-1. McLaren. 3-е место (73 очка)
2001: Формула-1. McLaren. 2-е место (65 очков)
2002: Формула-1. McLaren. 5-е место (41 очко)
2003: Формула-1. McLaren. 7-е место (51 очко)
2004: Формула-1. McLaren. 10-е место (24 очка)
2005: Формула-1. Red Bull. 10-е место (24 очка)
2006: Формула-1. Red Bull. 13-е место (14 очков)
Так уж сложилась его карьера, что с момента дебюта в "Формуле" и по самый уход в 2005 году в "Red Bull" Култхард выступал в роли второго пилота, вечно находясь в тени: сначала Дэймона Хилла в "Williams", а затем Микки Хаккинена и Кими Райкконена в "McLaren". Несмотря на отведенные ему вторые роли на трассе, Дэвид всегда был и остается одним из самых популярных персонажей в мире автоспорта. И это, как говорится, при живых Михаэле Шумахере и Мике Хаккинене! Он словно бы идеально создан для репортажей светской хроники. Стройный, статный атлет с ясными глазами и неотразимой улыбкой. Добропорядочный, корректный и терпеливый. Это Шумахер мог жестко отшить назойливого журналиста или поклонника, это Хаккинен мог одарить ледяным взглядом, а вот Дэвид раздавал автографы, позировал перед камерами и отвечал на всякие занимательные вопросы. Этот славный парень любит женщин и пользуется у них большим успехом. Особенно у британских.
В 2001 году в Великобритании был проведен опрос, показавший, что 76% женщин предпочли Култхарда самому Дэвиду Бекхэму. При этом Култхард до определенного момента практически в каждом интервью подчеркивал, что семья для него - жизненный приоритет, а "Формула-1" всего лишь работа. У него был продолжительный роман с американской моделью Хайди Вичлински, и, казалось, дело идет к свадьбе. Накануне 2000 года Дэвид и Хайди обручились, их семьи познакомились друг с другом. Однако в мае 2000 года произошло событие, которое резко изменило жизнь обрученных. У частного самолета, на котором летели Дэвид и Хайди, внезапно отказал двигатель. Пилотам пришлось идти на аварийную посадку, но самолет задел крылом землю и загорелся. Летчики погибли. Только чудо спасло пассажиров. После катастрофы Култхард сказал, что это испытание заставило по-другому взглянуть на жизнь и сделало его сильнее. Да, на трассе в тот сезон он был особенно удачлив и в 2001 году добился наивысшего успеха. А вот взаимоотношения с Хайди расстроились, и они расстались вовсе не полюбовно. Хайди сказала, что не узнает Дэвида, что у него башку снесло и он полетел по жизни как болид без тормозов: он менял любовниц с такой скоростью, что даже бульварная пресса не поспевала всех отслеживать. Психологи поспешили сделать вывод: такое поведение Култхарда — последствия пережитой авиакатастрофы. "Отделавшись легкими царапинами после смертельного путешествия, Дэвид решил, что обманул судьбу и перед ним чистый лист бумаги, на котором можно рисовать все, что вздумается!", - заявил один знаменитый психоаналитик. Култхарда постоянно застукивали с разнообразными красотками, его любовный список был настолько обширным, что в нем нашлось место для всех - и для британской манекенщицы Рут Тейлор, и бразильской модели Кендиа, и холеной английской аристократки леди Виктории Харви.
В интервью "The Montreal Gazzette" перед началом канадского уик-энда, Дэвида Култхарда вновь спросили о возрасте. Мнение шотландца не изменилось. Дэвид Култхард: "Я не думал о возрасте, когда 11-м мальчиком гонялся в компании 16-летних, хотя тогда это была серьезная разница. Не думаю я о возрасте и сегодня. Если вы быстры, то возраст - не проблема, никто же не вычисляет разницу между Хэмилтоном, Алонсо и Райкконеном. Разумеется, я не говорю о физических ограничениях, однажды вы не сможете конкурировать с молодыми гонщиками, но пока это не про меня. Думаю, что и Михаэль Шумахер покинул чемпионат не потому, что почувствовал себя старым, просто у него были свои причины. Приходит время, когда каждый из нас должен принять решение и я выбираю гонки. Зачем бросать любимое дело, если есть шанс продолжить?"
Странно, но один из самых быстрых на земле людей при первой же возможности стремится удрать в море. Или же рев турбин и трибун настолько выводит из себя, что инстинкт самосохранения гонит прочь от суетного берега? Именно яхты для Дэвида Култхарда, несмотря на его весьма бурную личную и профессиональную жизнь, всегда оставались превыше всего. Он даже хотел построить яхт-клуб, вложил в строительство немалые средства, да только из затеи ничего не вышло. Что, впрочем, нисколько его не разочаровало. Наоборот — он ясно понял, что ему лично нужно на море. И тогда он продал свою яхту "Princess V42". Cпору нет: этот спортивный крейсер подходит для прогулок и шумных вечеринок. И очень даже нравился Дэвиду. Но проблема в том, что яхта была слишком "покладистая", угождала малейшим прихотям пассажиров. Получается, что характер "Princess V42" абсолютно не соответствовал нраву хозяина. Култхард — шотландец и считает себя настоящим горцем. А горцы, как известно, отличаются храбростью, упрямством и патологической неспособностью идти на компромиссы.
Пути Култхарда и "Princess V42" разошлись, но и теперь, когда речь заходит об этой яхте, следует примечание: "Одним из первых владельцев "Принцессы" являлся Дэвид Култхард". Он решил построить корабль, который стал бы его alter ego. Строительство новой яхты на турецкой верфи складывалось непросто и затянулось на несколько лет. Споры и даже суды с проектировщиками и инженерами привели к тому, что Култхард полностью изменил проект и перевел заказ в другую страну. Время шло, но Дэвид готов был ждать. И упрямство шотландца было вознаграждено: он получил то, что хотел. По словам Дэвида, эта яхта без единого компромисса и теперь уж точно соответствует его характеру. Ну и с одного раза можно угадать, как он назвал яхту. Горец есть горец. "Горец" для свиданий Култхард пошел вразнос, но хозяева "McLaren" не стали устраивать по этому поводу партийных собраний и выносить ему выговоры, а умело сыграли на светской популярности шотландца, предоставив Дэвиду роль "лица команды": в рекламных целях шотландец объездил пол‑ света, побывав и в России. Благодаря его бешеному успеху у представительниц прекрасного пола придумали даже конкурс "Свидание с Култхардом". Для этого надо было всего-то написать письмо Дэвиду и приложить свою фотографию в купальнике. Победительницам пообещали поездку на остров Ибица и отдых с Дэвидом Култхардом на борту его "Горца".
В июне 2003 года шесть счастливых победительниц из разных стран Европы приехали на "Свидание с Култхардом" и провели с героем (и с его моторным другом) три незабываемых дня. Среди победительниц оказалась и 19-летняя москвичка Дарья Машкова. После посещения яхты Даша не изменила своих представлений об этом мире. Однако во избежание кривотолков и сплетен на "Свидании" Култхарда сопровождала его новая подруга, бразильская модель Симона Абдельнур. С ее появлением в жизни Дэвида, казалось, завершилась полоса отвязных похождений. "Великодушная женщина! Помимо красоты Симона обладает человеческой теплотой и умеет дружить", - так весьма лирично говорил о Симоне Култхард. Более того, даже собирался жениться на бразильянке. Но вдруг его снова повело в другую сторону. Внезапно он решил сосредоточиться на карьере и в декабре 2005 года расстался с Симоной. Да что там, просто бросил "великодушную женщину"! Брошенная сказала, что раздавлена, поскольку возлюбленный разорвал помолвку без объяснений, наплевав на пять лет совместной жизни, в течение которых она таскалась за гонщиком по всем этапам "Формулы", нюхала паленую резину, а он даже не мог стать чемпионом... В ответ Култхард через своих адвокатов потребовал, чтобы Симона вернула все вещи, которые он ей подарил. В общем, от былой лирики не осталось и следа. Друзья Симоны интерпретировали дело так: "Он же беспокоится только об одном — как бы не утратить имидж главного плейбоя "Формулы-1". А ведь в марте нынешнего года "главному плейбою" исполнилось 36 лет. В таких случаях даже верные друзья обычно говорят: "Пора бы, чувак, остепениться!". Дэвид, похоже, пытается это сделать. Он обручился с 33-летней бельгийкой Карен Миньер. Она спортивный журналист, постоянно работает на автогонках "Формулы-1". "Плейбой" оказался под постоянным присмотром и говорит, весело усмехаясь, что многие утверждения в бульварной прессе о его личной жизни, "устарели и неточны".
Этапы "Формулы" сменяют друг друга, как в калейдоскопе. Меняются страны и континенты. И спутницы не задерживаются. Зато у причала в Монако стоит верный друг "Горец". 105-футовый корабль стал для Дэвида местом восстановления сил. Джакузи на палубе, гигантская круглая кровать в мастер-каюте, обилие различных систем и устройств, нечто гораздо большее, чем просто комфорт. Один или в шумной компании, но только на своем "Горце" Дэвид Култхард чувствует себя самим собой. Пускай не чемпионом мира. Но хозяином своей судьбы.