Уильям Голдинг
Английский романист, получил Нобелевскую премию по литературе в 1983. Выбор нобелевского комитета был неожиданным, так как на тот момент всемирно известный романист Грэм Грин (1904-1991) считался самым сильным кандидатом из числа английских писателей. Во многих своих произведениях Голдинг открывает темные стороны сердца человека, когда тот оказывается в экстремальной ситуации. Его романы — это исследования духовных и этических вопросов.
"Двадцать пять лет назад на меня легкомысленно наклеили ярлык пессимиста, не понимая, что этот титул прицепится надолго, так же, как, к примеру, к имени Рахманинова прицепилась знаменитая до-диез минорная прелюдия. Ни одна аудитория не отпускала его со сцены, до тех пор пока он не исполнит её". Так и критики вчитываются в мои книги до тех пор пока не найдут что-нибудь, что кажется им безнадежным. И я не могу понять почему. Сам я не чувствую этой безнадежности." (Нобелевская речь, 1983)
Вильям Голдинг родился в деревне Сент-Колумб Минор в графстве Корнуолл. Его отец был школьным учителем, человеком радикальных политических взглядов с крепкой верой в науку. Мать, Милдред, поддерживала британское движение суфражисток. Голдинг начал писать уже в 7 лет, но по настоянию родителей получил естественнонаучное образование в Оксфорде, в колледже Брэйзноз. Его первая книга, сборник стихов, появилась в 1934, через год после того, как он получил диплом бакалавра гуманитарных наук в области английского языка.
После окончания колледжа Голдинг работает в расчетной палате в Лондоне и пишет пьесы, в 1939 году он переезжает в Солсбери, где преподает английский в школе епископа Вордсворта. Во время Второй мировой войны он служит на флоте на ракетном корабле. Он участвует в потоплении немецкого линкора “Бисмарк”, а также в Нормандской десантной операции. После войны он возвращается к преподаванию и сочинительству с мрачным взглядом на прогресс человечества. Вспоминая впоследствии свой военный опыт, он заметил, что "человек приносит зло так же, как пчела приносит мед."
В Солсбери Голдинг написал четыре книги, но напечатать их ему не удалось. Его роман “Повелитель мух”, действие в котором происходило в военное время ближайшего будущего, отвергло 21 издательство, пока наконец-таки он не был опубликован в 1954 году. Наиболее известная работа Голдинга "Повелитель мух" была переведена на многие языки и экранизирована в 1963 и 1990 годах. Это иронический комментарий к “Коралловому острову” Р.М. Баллантайна, использующий те же имена и персонажи. Истории описывает группу детей, эвакуированных из Британии по причине ядерной войны. Самолет терпит бедствие над необитаемым островом, все взрослые погибают. Мальчики создают собственное общество, которое постепенно деградирует от демократического, рационального, нравственного к тираническому и жестокому. В одночасье книга завоевала невероятную популярность в Англии и США. В захватывающей истории говорится о группе английских мальчишек, волей случая выброшенных на необитаемый остров, которые, оказавшись без взрослых, проявляют необыкновенную жестокость.
Старшие мальчики берут правление, мальчик по прозвищу Пигги (“Хрюша”), близорукий астматик, становится объектом травли и истязаний. Выявляются лидеры, двоих старших мальчиков убивают, дети начинают охотиться друг за другом, пока не прибывает корабль. Взгляд Голдинга пессимистичен: человеческое естество по природе своей порочно и греховно. Таким образом, принадлежащие XIX веку идеалы прогресса и просвещения, основаны на ложных предположениях. Хотя детей учили социальным навыкам, их желание убивать высвобождается, когда отстутствуют строгие правила английской школьной системы, контролирующей их поведение. Это мир свободы, в котором правят дикари и первобытное зло, "повелитель мух", вельзевул, князь тьмы, которому, в обличье кабаньей головы, поклоняются мальчики. Благодаря успеху романа Голдинг отказывается от учительства.
Вслед за “Повелителем мух” выходит в свет роман “Наследники” (1955), в котором изображено истребление неандертальца гомо сапиенсом. Неандертальцы сначала изображаются как коммуникабельные и способные к сочувствию, но их племя обречено, когда они встречают более развитых кроманьонцев. Финский профессор Бьорн Куртен в романе "Танец тигра"(1978) выдвинул гипотезу, что неандертальцы исчезли, потому что им полюбилось более красивое племя соседов-кроманьонцев.
В романе “Наследники”, который как бы переворачивает “Очерки истории” Г.Дж. Уэллса (1920), Голдинг говорит о том, что между двумя расами людей нет взаимопонимания или любви. “Воришка Мартин” (“Pincher Martin”, 1956) — история о морском офицере, Кристофере Хадлей Мартине, который пытается остаться в живых, после того как в его корабль попала торпеда. Также как и в рассказе Амброза Бирса "Случай на мосту через Совиный ручей", этот человек надеется спастись и продолжает бороться с морем и холодом — он думает, что находится на скалистом острове в атлантическом океане. Скала, за которую он уцепился, во многом похожа не его же больной зуб. В истории “The Free Fall” (1959) действие происходит в современном мире. Повествование ведется от лица художника, Сэмми Монтжу, который оглядывается на свое прошлое и видит те перекрестки и моменты жизни, когда он утратил свободу.
В 1961 году Голдинг оставил преподавание и целиком посвятил себя литературной деятельности. В романе “Шпиль” (1964) изображено строительство шпиля кафедрального собора. Джоселин, настоятель собора, принимает решение до своей смерти возвести шпиль в 400 футов высотой. Но создание такого шпиля влечет за собой жертвы, обман и убийство. После этого романа творчество Голдинга развивалось в трех направлениях:
— романы о современном обществе без мифологического подтекста;
— сверхъестественные романы, в которых центральная тема — падение человека;
— и морские романы, время действия — 19 век.
Среди поздних работ Голдинга — историческая трилогия “Верительная грамота" (в др. переводах “Ритуал на море”) (Rites of Passage, 1980), в которой описана жизнь на борту старинного линейного корабля в конце наполеоновских войн. Она получила премию Букера. Остальные части трилогии, , излагаемые от лица юного Эдмунда Фитцгенри Тальбо, —В непосредственной близости” (Close Quarters, 1987) и “Огонь внизу” (Fire Down Below, 1989). “Намерением автора было провести параллель между путешествием корабля и движением Тальбо по пути познания самого себя, и когда корабль входит в док, юноша становится несколько большим, чем самоуверенный щеголь, которым он был в начале романа” (Дьердр Бэйр, "The New York Times”, 2 апреля 1989 года). Роман “Бумажные людишки” (The Paper Men, 1984), признанная критиками худшей работой Голдинга, посвящен борьбе между известным на весь мир английским романистом Вилфредом Барклаем и американским академиком Риком Л. Такером, который решил написать биографию Барклая. "В этой книге, однако, Барклай и Такер не просто плохо описаны как личности, но также полностью неадекватны как символы. Они действительно не больше чем бумажные люди.” (Мичико Какутани, The New York Times, 26 марта 1984 г.)