Английский мастиф
Английский мастиф — самая крупная собака из ныне живущих на Земле. Вес отдельных кобелей достигает 164-169 кг. Древняя боевая порода, происходящая из Англии, в наибольшей степени сохраняет типичные черты, присущие боевым собакам Ассирии. Современный английский мастиф несколько утратил дикость нрава, свойственную его далёким предкам, но благодаря заложенному в нём колоссальному потенциалу остаётся самой могучей боевой собакой мира. Идеальный представитель этой породы должен выделяться среди прочих собак подобно льву среди кошек. Учитывая повышенный интерес к мастифу в России и полное отсутствие сколько-нибудь серьёзной информации о нём на русском языке, хотелось бы познакомить читателя с этой выдающейся собакой как можно подробнее.
История английского мастифа полна самых невероятных деталей и уходит корнями во мглу веков. Мастиф был слишком «велик», чтобы кто-нибудь из летописцев и авторов древних хроник мог обойти его вниманием. Обилие упоминаний, часто противоречивых, а порой и совершенно фантастических, заслуживает отдельной книги и при этом способно сбить с толку любого исследователя. Классическим примером попытки систематизации фактов является "История мастифа» Уинна. Из современных изданий, отличающихся более серьёзным изложением вопроса, наибольший интерес представляют «История и содержание английского мастифа» Элизабет Бакстер и «Настольная книга любителя мастифа и бульмастифа» Дугласа Олиффа. Прочие известные нам издания по истории данной породы сильно тяготеют к образцам викторианской литературы и являются, скорее, плодами богатого воображения, нежели серьёзного изучения вопроса.
Итак, начнём с происхождения и развития породы. Долгое время наиболее «модной» и распространённой была теория ввоза предков мастифа финикийцами. Однако подобная практика при тогдашнем состоянии водного транспорта, которым пользовались достигавшие Корнуолла финикийские купцы, представляется практически неосуществимой. Корабли финикийцев представляли собой маленькие примитивные катамараны, а их торговые пути были «привязаны» к извилистой береговой линии, поэтому путешествие в Британию было тяжелейшим многомесячным испытанием. Сомнительно, что купцы везли на своих судах в качестве товара живых мастифов, требовавших огромного количества пищи. Не менее сложно представить собаку, способную выжить в подобных условиях. По мнению Д-ра Беннета из Великобритании, провести подобный эксперимент по силу лишь Туру Хейердалу, но последний никогда не собирался этим заниматься. Наконец, не в пользу финикийской теории говорит и то, что достоверно известно лишь об одном финикийце по имени Химилк, достигшем берегов Англии. Вряд ли столь тяжёлые путешествия в дикий тогда край часто предпринимались его соплеменниками для ввоза некоего племенного ядра будущих мастифов.
Наиболее вероятным можно считать предположение, что предки мастифа пришли в Англию вместе с племенами кельтов. Этот древний индо-европейский народ прошёл по Европе с востока на запад в период между IV и III вв. до н.э. В эпоху наивысшего расцвета воинственные кельтские племена населяли Британию, Францию, Бельгию, Швейцарию, Южную Германию, Сев. Италию, Сев.-Зап. Испанию, Чехию, Венгрию и Болгарию, часть современной Польши. В середине I в. до н.э. они были покорены Римом. В V-III в до н.э. в Малой Азии существовало государство кельтов, именно оттуда и могли распространяться с кочующими племенами потомки древних азиатских боевых догов тяжёлого типа. Орды кочевников постоянно перемещались с места на место, но некоторые из них переходили к оседлому образу жизни. Именно это обстоятельство способствовало появлению локальных групп и типов боевых и сторожевых собак. Британия, благодаря островному положению, способствовала изоляции находившегося там собачьего поголовья, что привело к появлению там своего, присущего только ей типа боевой собаки.
Кельтская мифология бедна упоминаниями о боевых собаках, но это с лихвой компенсируется восторженными отзывами римских военных историков периода Галльской войны, впервые столкнувшихся с боевыми псами британских кельтов – бриттов. Фалискус в своих воспоминаниях называл этих собак «бритон» и писал буквально следующее: «Стоит предпринять тяжелейшее путешествие к далёким берегам Британии только за тем, чтобы увидеть собак местной породы, по силе и свирепости превосходящих всех собак, известных нам». Первые встречи римлян с бритонами происходили на вересковых полях Южной Англии, где эти свирепые звери бросались на закованных в железо легионеров наравне с хозяевами, дорого отдававшими свою свободу. В связи с тем, что кельты имели обыкновение сражаться на боевых колесницах, у которых на высоте около трёх футов были закреплены метровые горизонтально расположенные клинки, собаки должны были быть ниже этих ножей, дабы не быть изрублеными в битве своими же хозяевами. Поэтому упоминания о мастифах бриттской королевы Боудикки в 4-5 футов ростом, скорее всего следует считать романтическим преувеличением. Римляне, умевшие ценить мужество в противнике, немедленно организовали доставку британских боевых псов в метрополию, благо могли перемещаться — в отличие от финикийцев — сухим путём. Именно в Риме подобные собаки получили своё название «мастиф» и завоевали известность как непревзойденные четвероногие гладиаторы на цирковых аренах. Но, конечно, эти собаки были лишь звеном на пути к современному английскому мастифу, и им предстояло пройти почти двухтысячелетний путь, изменяясь, совершенствуясь, а порой и теряя какие-то свойства, что бы превратиться в современную породу.
Так же известны средневековые развлечения английской знати — травля собак на медведей, львов, быков, причем на шею мастифа не всегда надевался защитный ошейник. Тогда же в некоторых областях Англии появился обычай давать приговоренному к казни преступнику копье, кожаный нагрудник, короткий меч, щит и спускать на него боевую собаку. Случаев, когда преступнику удавалось избежать кары, практически неизвестно.