Английский бульдог
В средние века бои животных были чрезвычайно популярны в Англии. Их можно причислить к излюбленным видам развлечений египтян, греков, римлян и других древних народов. Предполагается, что в Англию финикийские торговцы завезли злобных молосских псов из Древней Греции и таким образом утвердилась порода мастиф. С древних веков и по сравнительно недавние времена название «мастиф» применялось ко всем без исключения крупным собакам, а также к бульдогам. Название «бульдог» (бычья собака) связано с предназначением - нападать на быка.
Это отважное и решительное животное, которое в старину сражалось с быками, стало своеобразным символом Англии.
Когда в 1835 году травля быков была запрещена законом, многочисленное поголовье бульдогов оказалось «не у дел». Отдельные экземпляры сохранились кое-где для проведения собачьих боев, — запрещенные официально, они процветали на фермах, на задворках баров, в подвалах городских домов. Однако английский бульдог оказался не совсем пригодным для этого типа состязаний. При несомненной храбрости и агрессивности ему не доставало эффектности, зрелищности, и поэтому любители собачьих боев отдали предпочтение помеси бульдога и терьера — бультерьерам. Считалось, что крови терьера придают метисам резвость и ловкость, а бульдога — обеспечивают такие необходимые черты, как смелость, стойкость и выносливость. К середине века английский бульдог оказался на грани полного исчезновения. Судя по дошедшим до нас старинным изображениям, рабочий бульдог представлял собой собаку, пропорции головы и морды которой варьировались от типа стаффордшир-терьера до боксера. Английский бульдог — одна из самых ярких и известных европейских боевых пород, однако сохранившая весьма мало общего со своими свирепыми предками. Если первые выставочные бульдоги обладали выражением силы и грубоватым обаянием воинов, то современные представители породы превратились в символ «очарования безобразия» (beautiful in it\'s ugliness). Впоследствии стремление заводчиков к экстравагантности привело к серьезным анатомическим изменениям собаки. Уже в начале нынешнего столетия бульдог выглядел так, словно переболел рахитом. Следуя моде, заводчики стремились особенно выпятить характерные внешние черты легендарной породы. И, как ни странно, чем карикатурнее это выглядит, тем больше медалей на выставках.
Бульдог был силен, вынослив и подвижен. Не случайно, что характер бульдога и его анатомические данные послужили прекрасным материалом для создания таких замечательных пород, как стаффордширский бультерьер, бульмастиф, боксер, американский стаффордширский терьер.
Выйдя из сферы традиционного использования, английский бульдог стал приобретать качества сторожа и компаньона солидного джентльмена. Некоторые неудобства создавал чересчур крутой нрав, поэтому злобные собаки в огромном количестве вывозились в Новый Свет и другие колонии, где жизнь была сурова, а нравы просты и начисто лишены чопорности и лоска, присущих метрополии; тем же которые остались на родине, суждено было претерпеть изменения, кои позволили бы им войти в размеренный быт «старой доброй Англии» без хаоса, разрушений и членовредительства. Таким образом, характер и темперамент бульдога стали объектом пристального внимания заводчиков. Поскольку у «классического джентльмена» должна быть «добропорядочная» собака, то предпочтение отдавали уравновешенным, лояльным к посторонним (до определенного предела) и надежным бульдогам.
Современные тенденции в развитии породы ставят любителей бульдога в несколько двусмысленное положение. Современный бульдог представляет собой произведение искусства, в котором эстетическое совершенство вступает в прямой конфликт с нормальной физиологией, направляя усилия селекционера-заводчика в область физиологии патологической. С другой стороны, работы по оздоровлению породы в последнее время играют все более заметную роль и, скорее всего, в недалеком будущем станут главным направлением в разведении. Здесь очень важны баланс и здравый смысл, так как облик бульдога потеряет «изюминку», но в то же время дальнейшее нарастание утрированной декоративности сделает породу нежизнеспособной.
Вот две староанглийские истории про бульдогов, еще не обремененных кодексами джентльменства и компаньонства:
Первая. В английский дом-крепость приходит налоговый инспектор и приносит платежку. Инспектору никто не открывает, и он сует документ в щель дома-крепости, после чего смотрит в окно. Что он видит? Он видит, как рыжий бульдог расторопно подхватывает бумажку, вбрасывает в камин на тлеющие угли и флегматично наблюдает, как она загорается.
Вторая. Английские докеры пьют виски в компании со своими бульдогами. Один молодой бульдог почему-то мертвой хваткой хватает хозяина за нос . Компаньоны докера пытаются разжать псу челюсти, на что хозяин кричит истошно, мол, не троньте пса, дайте ему почувствовать вкус крови.