Велосипеды в Лондоне
«Самая большая опасность для велосипедиста — это левый поворот. Водители не обращают на тебя никакого внимания, если хотят повернуть налево, — предупреждает меня мой сосед Крис, велосипедист с 27-летним стажем. — И машины, идущие навстречу, могут свернуть, и из самого поворота кто-то может выехать…»
Поддержка мне ой как нужна — как-никак, это моя первая поездка из дому на работу на велосипеде.
Лондонские власти говорят, что популярность поездок на работу на велосипеде растет — только за прошлый год число велосипедистов на улицах британской столицы увеличилось на девять процентов.
По данным организации, занимающейся популяризацией поездок на велосипеде, ежедневно на работу ездят около 560 тысяч лондонцев.
Число велосипедистов резко увеличилось после терактов в Лондоне в июле 2005 года. Все поняли, что на велосипеде можно добраться до работы и обратно быстрее, чем на машине, или почти за такое же время, как на метро или автобусе. Для многих это стало даже некоей модой.
Среди других причин роста популярности велосипеда называют и обеспокоенность состоянием окружающей среды — ведь никаких вредных выбросов от такой поездки нет, а также и финансовый кризис, заставивший лондонцев экономить на всем.
Нельзя сбрасывать со счетов и элемент некоего «гламура» — мэр Лондона Борис Джонсон частенько ездит на работу на велосипеде, как и его коллега по консервативной партии, премьер-министр Дэвид Камерон.
Наполеоновские планыДоказать сомневающимся, что поездка на работу на велосипеде — это хорошо для здоровья, удобно и весело, решила лондонская мэрия. Планы у властей воистину наполеоновские — к 2025 году увеличить число активных велосипедистов в пять раз.
Но — это еще когда будет, а сейчас власти пытаются увлечь тех, кто хотел бы ездить на велосипеде, но побаивался…
И вот теперь каждую пятницу в течение двух месяцев из шести точек Лондона по утрам в сторону центра будут отправляться группы новичков.
К одной из таких компаний решил присоединиться и я.
Когда я переехал в Лондон, то задумался о поездках на работу на велосипеде. Расстояние по местным меркам не самое большое — почти восемь миль, то есть чуть больше 12 километров. А если посчитать, сколько стоит поездка на метро или поезде, то экономия выходила бы нешуточная.
Но как раз в то время на дороге погибла сестра моей очень хорошей знакомой – она была довольно опытной велосипедистской и много лет проездила по Лондону.
Из-за этого я и отказался от велосипеда, решив, что лучше уж платить дорого, но в относительной безопасности, да еще с книжкой, газетой или музыкальным плеером, ездить на работу и обратно. И вот теперь, наверное, пришло время попробовать себя на лондонских дорогах.
Наперегонки с «Фордом»Чтобы без опоздания к восьми утра оказаться в Брикстоне, из дому мне пришлось выехать в семь. К месту встречи я добрался уже изрядно уставшим – как никак, пришлось проехать больше шести миль — 10 километров. Но некоторое удовольствие я все же испытал — в частности, от того, что почти на протяжении всего пути от меня никак не мог оторваться дяденька в темно-синем «Форде». То есть — несмотря на все его лошадиные силы, дорогой бензин и мощный мотор, ехали мы примерно с одной скоростью.
На месте сбора меня ждало первое разочарование. Один из инструкторов, который должен был нас сопровождать, не мог сдержать улыбки, глядя на мой велосипед.
Своего велосипеда у меня нет, поэтому пришлось одолжить двухколесного коня у сына. Пока он ростом не вышел — но это только пока, и мне даже с поднятым до отказа седлом педали приходилось крутить полусогнутыми ногами.
Другие участники нашего заезда оказались более подготовлены. Девушка по имени Эли начала ездить на работу на велосипеде примерно год назад, но пока не считает себя асом лондонских дорог.
Другой лондонец по имени Боб считает, что езда на велосипеде — это единственная альтернатива перегруженному и ненадежному лондонскому транспорту: «Все что угодно, чтобы не пользоваться общественным транспортом. С ним в этой стране проблемы, особенно здесь, на юго-востоке Лондона. И я не хочу платить за то, чтобы ехать в окружении мусора, которым завалены поезда и автобусы».
И Боба не пугает то, что ежегодно на улицах Лондона погибают около полутора десятков велосипедистов: «Конечно, есть опасность, но опасно ездить и автобусом! Мы едем на Рассел-сквер — как раз там пару лет назад взорвали автобус. А возможность теракта в метро или в поезде? Что может быть еще опаснее? На дороге ты хоть более-менее сам за себя отвечаешь».
Специально для нас, новичков, был разработан маршрут, проходящий через тихие улочки, на которых не было оживленного движения, несмотря на утренний час пик. Несколько раз мы выезжали на дороги с большим движением, и тогда от проходящих от тебя в нескольких десятках сантиметров автобусов и грузовиков становилось страшновато.
Тысяча долларов под колесомНо обошлось — до Рассел-сквер мы доехали благополучно, хоть и не все — большинство членов группы настолько осмелели, что самостоятельно отправились на работу.
Остался доволен нашей поездкой и инструктор Декстер. Он желает участникам, чтобы впереди у них было много таких же спокойных и безопасных поездок на велосипеде, и просит не забывать об основах безопасности: «Когда ты начинаешь ездить самостоятельно, наверное, самое главное — не забывать оглядываться назад. Некоторые велосипедисты практически не смотрят по сторонам, ездят чуть ли не вслепую. Надо все время следить за тем, что происходит вокруг тебя, и не забывать, что автомобилисты должны всегда видеть тебя!»
Моего соседа Криса пересесть на велосипед заставила забастовка на лондонском транспорте — было это в 1982 году. Так и ездит с тех пор – примерно 40 километров в день.
Крис открыл мне секрет, что кроме экономии на билетах, езда на велосипеде приносит прямую выгоду — ежегодно собранной Крисом под колесами своего велосипеда мелочи набирается под 100 фунтов. Однажды он даже нашел тысячу долларов – правда, ямайских…
Я тоже сегодня заметил на дороге 10-пенсовую монетку, но поднимать ее не стал — мне надо было следить за движением и не забывать предупреждение Криса об опасности, связанной с левым поворотом…
Подготовлено ВВС