Обучение в Лондоне Обучение на Мальте Высшее образование Виза в Великобританию Рассказы о Британии Фото Лондона 10 фактов о Лондоне FAQ Лондон, это просто Достопримечательности Английский футбол Музыка из Англии Транспорт Лондона Работа в Лондоне Английский юмор Шоппинг в Лондоне Английский в Англии Инфографика Лондона Контакты
 
Надо позвонить!

Москва: +7 495 37-47-356
Питер: +7 812 493-35-34

Города Великобритании

Бристоль (Bristol)

Бристоль — город, унитарная область и церемониальное графство на юго-западе Англии. Бристоль находится в 169 км к западу от Лондона, в 71 км к востоку от Кардиффа, в 8 км от побережья Атлантического океана. Численность населения: около 416 900 человек (2008 год). Бристоль — крупнейший из городов юго-западной части Англии и восьмой по величине город Великобритании. В городской агломерации Бристоля (Greater Bristol) проживает около 561 500 человек — в ее состав, помимо самого Бристоля, входит несколько районов соседних унитарных областей Бат и Северо-восточный Сомерсет, Северный Сомерсет и Южный Глостершир. 

Бристоль располагается в холмистой долине, южную границу которой образует гряда холмов Мендип-Гильс. На северо-востоке находятся холмы Котсволдс. Реки Эйвон и Фром прорезали ущелья и долины в пластах известняка, создав характерный холмистый рельеф местности. Эйвон течет с востока, пересекая пойменные равнины, которые когда-то были сильно заболочены. На западе протянулось ущелье Эйвон-Гордж, созданное водами Эйвона и, отчасти, потоками талой воды в конце последнего ледникового периода. В этом ущелье велась добыча камня для строительства города. В юго-западной части ущелья находится природоохранная зона Ли-Вудз, одно из любимых мест досуга горожан. По ущелью и дельте Эйвона пролегает граница между Бристолем и Северным Сомерсетом. Эйвон впадает в Бристольский пролив в Эйвонмуте, одном из пригородов Бристоля, неподалеку от устья Северна. Еще одно ущелье расположено в поместье Блейз-Касл на севере города. Высшая точка исторического центра города — холм Брэндон-Хилл (80 метров). Эйвон и Северн входят в число приливно-отливных рек, при этом приливная амплитуда Северна занимает второе место в мире — в его устье она составляет 15 метров (сизигийный прилив). Приливная амплитуда Эйвона вблизи Бристоля – более 12 метров.

Мягкий и влажный климат формируется под влиянием Атлантики. Бристоль — один из самых теплых городов Соединенного Королевства, среднегодовая температура: от +10ºС до +12ºС; средняя температура января: +2ºC; средняя июльская температура: +21ºC. Среднегодовое количество часов солнечного сияния: 1 541 – 1 885; самый солнечный месяц – июнь. Азорский антициклон приносит теплую и ясную погоду, но из-за близости холмов Мендип-Гильс Бристоль отличается от соседних прибрежных районов большим числом пасмурных дней. Годовая норма осадков: от 741 до 1 060 мм., пик выпадения осадков приходится на осенне-зимний сезон. В зимнее время часто случаются заморозки. Снегопады редки; выпадение снега возможно в период с середины ноября по середину апреля. 

Население Бристоля неоднородно по этническому составу. Согласно данным за 2007 год, представители белой расы составляют 88,1% горожан; 4,6% — выходцы из стран Африки и юго-восточной Азии; 1,4% — китайцы. Плотность населения: 3 599 человек на километр квадратный. Средняя продолжительность жизни мужчин и женщин составляет, соответственно, 76 лет и 81 год. Доля населения трудоспособного возраста (женщин от 16 до 59 лет, мужчин от 16 до 64 лет): 68,1% от общей численности населения округа. Доля экономически активного населения: 77,2% трудоспособного населения. Специалисты с высшим образованием составляют 34,5% трудоспособного населения. Средний доход на территории округа (2008 год; полная занятость): 468 фунтов в неделю. Часть жителей трудоустроена за пределами округа. Средний доход жителя округа Бристоль: 448 фунтов в неделю. Существует ощутимое различие между средней величиной доходов мужчин и женщин (485 и 390 фунтов в неделю). Средний размер почасовой оплаты труда: 11 фунтов стерлингов. По данным за сентябрь 2009 года, уровень безработицы составляет 7,3%; за предшествующие двенадцать месяцев он вырос на 104%. Основную роль в городской экономике играет сектор услуг. На долю государственных и местных органов управления, образовательных учреждений, ЛПУ, торгово-розничных предприятий, объектов размещения, предприятий общественного питания, инвестиционно-финансовых компаний и банков приходится, в общей сложности, 89,7% от общего числа рабочих мест; на долю производственного сектора и строительства — 6,1% и 3,8% рабочих мест (2007 год). 

Расположенный вблизи атлантического побережья Бристоль — число крупных работодателей наряду с компаниями финансового сектора и высокотехнологичными производствами. В городе работает около пятидесяти компаний, занятых проектированием микропроцессоров и интегральных схем. Они обеспечивают работой приблизительно 5 000 жителей. В их число входят национальные исследовательские лаборатории Hewlett-Packard, открывшиеся в 1983 году. В 1995 году в Бристоле разместилось Управление вещевого и хозяйственного снабжения британского министерства обороны, в штате которого насчитывается свыше 7 000 служащих. 6,2% рабочих мест приходится на долю туриндустрии и смежных отраслей. Бристоль занимает седьмое место в Великобритании по величине въездного зарубежного турпотока. Ежегодно в город приезжает около 9 миллионов туристов.

 В городе расположены два ВУЗа — Бристольский университет (University of Bristol) и Университет Западной Англии (University of the West of England). Бристольский университет создан в 1909 году на базе Бристольского университетского колледжа (University College, Bristol), основанного в 1876-м. В настоящее время в университете проходят обучение около 22 800 студентов. Университет Западной Англии создан в 1992-м на базе Бристольского политехнического колледжа (Bristol Polytechnic), основанного в 1970 году.

Особое место в городской экономике занимают предприятия авиационной промышленности. Развитие авиационной отрасли началось в Филтоне, северном пригороде Бристоля, в 1910-м, когда Джордж Уайт основал Авиационную компанию Британии и колоний (British and Colonial Aeroplane Company). В 1911-м здесь была построена небольшая взлетно-посадочная полоса. В годы Первой Мировой производство выросло в несколько раз. В этот период было выпущено несколько тысяч боевых самолетов, среди которых знаменитые Bristol F.2. В 1915-м был построен аэродром "Филтон", в 1920-м неподалеку от него было развернуто производство авиационных двигателей, а предприятие Уайта продолжило свою деятельность под названием Бристольская авиационная компания (ВАС). Вторая половина 1930-х стала периодом нового расширения компании. Несмотря на то что, по мнению экспертов, Бристоль находился за пределами досягаемости немецкой авиации, в Филтоне были установлены зенитные орудия, предназначенные для защиты авиационных заводов. Эта мера предосторожности оказалась нелишней — в июне 1940-го Германия вторглась во Францию, а спустя три месяца состоялся массированный авианалет на Бристоль, в ходе которого Люфтваффе удалось нанести значительный ущерб здешним производствам. Вскоре после этого на аэродроме Филтона была расквартирована эскадрилья истребителей Supermarine Spitfire, в задачу которой входила защита заводов и прилегающих территорий. В годы Второй Мировой здесь выпускались легкие бомбардировщики Blenheim, торпедоносцы Beaufort, тяжелые истребители дальнего действия Beaufighter, бомбардировщики-штурмовики Brigand; была налажена сборка американских самолетов из комплектующих, которые доставлялись морем в Эйвонмут. В 1949-м году на заводе ВАС был построен огромный пассажирский лайнер Bristol Brabazon. Проект оказался экономически неэффективным, и четыре года спустя единственный выпущенный самолет был разрезан на металлолом. В конце 40-х – начале 50-х компания ВАС занялась диверсификацией производства. В это время появились подразделения, занятые разработкой и выпуском вертолетов, прямоточных воздушно-реактивных двигателей, сборных зданий, управляемых ракет, элитных автомобилей, газотурбинных двигателей. Начался выпуск авиалайнеров Bristol Britannia и грузопассажирских самолетов Bristol Freighter. В 1958-м произошло слияние компаний ВАС и Armstrong Siddeley; новое предприятие по выпуску авиационных двигателей получило название Bristol Siddeley Engines, в 1966-м году его собственником стала компания Rolls-Royce. В феврале 1971-го, когда Rolls-Royce был объявлен банкротом, его подразделение, занятое проектированием и строительством двигателей было национализировано, как обладающее стратегическим значением для королевских ВВС. Самым известным из проектов, в реализации которых в 60-х – 70-х годах принимали участие проектировщики и конструкторы Филтона, наверняка является сверхзвуковой пассажирский лайнер "Конкорд". В 1977 году, когда производственные мощности в Филтоне перешли в собственность Британского аэрокосмического объединения (British Aerospace), здесь был налажен выпуск компонентов для "Аэробусов". В настоящее время в число владельцев авиационных заводов ВАС входят компании Airbus, GKN и BAE Systems, производство реактивных двигателей принадлежит Rolls-Royce, производство управляемых ракет – компании MBDA. Выпуск вертолетов и сборных зданий прекращен; производство автомобилей элитной марки Bristol продолжается. Британское отделение Airbus планирует строительство новых заводских корпусов и офисных зданий в различных районах Филтона. 

Международный аэропорт Бристоля находится на холмистой возвышенности Лулсгейт, лежащей к юго-западу от города. Воздушное сообщение связывает Бристоль со многими европейскими государствами и Соединенными Штатами. В 2008 году аэропорт Бристоля занял девятое место по величине пассажиропотока среди британских аэропортов (6 270 000 пассажиров в год). Автострада М4 ведет в Лондон и Уэльс, М5 — в Бирмингем и Эксетер. Главные железнодорожные станции — Бристоль Паркуэй и Бристоль Темпл Мидз. Железнодорожное сообщение соединяет Бристоль с Лондоном, Кардиффом, Манчестером, Эдинбургом и т.д. Пассажирские паромы, выполняющие регулярные рейсы в Бристольской гавани, доставляют жителей пригородов к местам работы и пользуются популярностью среди туристов и экскурсантов. 

Перегруженность автомагистралей и нехватка парковочных мест давно вошли в число насущных проблем городской транспортной системы. В качестве одного из методов борьбы с заторами городские власти поощряют использование мотоциклов. Мотоциклистам разрешен проезд по полосам, предназначенным для движения автобусов; в некоторых районах предусмотрены бесплатные парковки для мотоциклов. 

Два городских футбольных клуба — "Бристоль Сити" и "Бристоль Роверс" — входят в состав Английской футбольной лиги. "Бристоль Сити", основанный в 1897 году, в настоящее время играет в Чемпионате; команда входила в число претендентов на выход в Премьер-лигу в сезоне 2007/2008. "Бристоль Роверс" — старейший из профессиональных футбольных клубов Бристоля. Клуб основан в 1883 году. 

В Бристоле выходят две ежедневные газеты — Western Daily Press и Bristol Evening Post, бесплатная еженедельная газета Bristol Observer, а также бристольское издание газеты Metro и еженедельный журнал Venue. В городе расположены несколько радиостанций, в том числе BBC Radio Bristol; выходят новостные телепередачи. 

Историко-архитектурное наследие Бристоля включает более 3 300 зданий и строений, находящихся под охраной государства. В городской архитектуре представлено множество стилей и периодов — от средневековья до современности. В середине XIX века здесь сформировался уникальный Бристольский византийский стиль, некоторые образцы которого сохранились до наших дней. Среди них особняк Колстон-Холл, товарный склад компании Clarks Wood и несколько других строений промышленного и складского назначения. Одно из таких зданий — зернохранилище на Велш-Бэк — в конце 1960-х занял ночной клуб; а в 1980-х оно превратилось в "Бристольский дом рок-музыки" — на его сцене выступали такие легенды британского рока, как Yes, Genesis, Status Quo, Motorhead и Iron Maiden. 

К средневековому периоду относятся уцелевшие фрагменты Бристольского замка и городских оборонительных сооружений, а также несколько монастырских церквей, в том числе церковь Святого Якова постройки XII века, церковь Св. Марка и Церковь Святой троицы постройки XIII века. В число зданий, выполненных в готическом стиле, входит Бристольский собор, строительство которого завершилось в первой половине XV века. Самое высокое из городских зданий, церковь Пресвятой Богородицы в Редклифе, представляет собой один из лучших образцов перпендикулярного стиля английской готики. Елизавета I назвала эту церковь "красивейшей и самой известной приходской церковью в Англии". К числу историко-архитектурных памятников XIV века относятся церковь Иоанна Крестителя и церковь Св. Стефана. Неподалеку от исторического центра находятся несколько жилых домов, построенных в эпоху Тюдоров для состоятельных торговцев. Период английского барокко (вторая половина XVII – начало XVIII века) представлен несколькими большими особняками, такими как Кингз-Вестон-Хаус и Голдни-Холл, и домами призрения (богадельнями). Представителями георгианского стиля в XVIII – начале XIX века были архитекторы Джеймс Бриджес, Джон Уоллис, Томас Пейти и его сыновья Джон и Уильям Пейти, построившие сотни зданий в центральных районах города. Широко представлены и другие стили XIX века — регентский и викторианский. 

Налеты немецкой авиации во время Второй мировой войны нанесли городу невосполнимый ущерб. Серия массированных авиа-рейдов, проведенных в период с ноября 1940-го по апрель 1941-го, вошла в историю под названием Бристоль-блиц. В число мероприятий по защите города входило создание ложных целей, предназначенных для того, чтобы, введя противника в заблуждение, отводить авиационные удары от крупных городов. Эти ложные объекты изображали Бристоль в условиях светомаскировки. Самый крупный из них находился в холмах Мендип-Гильс, в 25 километрах к юго-западу от города. Иногда таким образом действительно удавалось отвлечь внимание летчиков Люфтваффе, но, тем не менее, Бристоль оказался на пятом месте по интенсивности бомбежек среди городов Соединенного Королевства. В конечном итоге, масштаб разрушений был огромен — в ходе налетов было уничтожено более 80.000 зданий. На месте одного из центральных районов, фактически стертого с лица земли во время Второй Мировой, разбит Замковый парк. На его территории располагаются фрагменты Бристольского замка и руины двух разбомбленных церквей. В послевоенные годы в центре города были построены многоквартирные здания средней и высокой этажности, проложено несколько новых дорог. Полвека спустя часть жилых домов послевоенной постройки пошла под снос. В число крупномасштабных проектов, реализованных в последние десятилетия, входят строительство офисных зданий, реконструкция торговых центров и совершенствование дорожно-транспортной системы. 

Наряду с историко-архитектурными памятниками крупными туристскими объектами Бристоля являются Королевский театр на Кинг-Стрит, в котором выступает труппа Бристоль Олд Вик, театр Бристольский ипподром, городской краеведческий музей и картинная галерея Бристоля, промышленный музей Бристоля, галерея Арнольфини, галерея Королевская академия Западной Англии, зоопарк. 

Помимо прочего, туристов привлекает насыщенная программа зрелищно-массовых мероприятий, включающая, например, Фестиваль воздушных шаров. Он проводится в августе на территории поместья Эштон-Корт и обычно собирает более 100 тысяч зрителей. В дни фестиваля в небо над Эштон-Кортом одновременно поднимается до ста воздушных шаров. 

Находки, сделанные археологами на территории Бристоля и в его окрестностях, свидетельствуют о том, что люди побывали здесь уже в эпоху палеолита. Неподалеку от города, в ущелье Эйвона и на холме Кингсвестон-Хилл найдены следы фортов постройки железного века. Во времена римской оккупации здесь располагались два римских поселения, несколько вилл и фортов. Из поселения под названием Абона, расположенного на северо-западе, была проложена дорога в Бат. 

Точных сведений о времени основания Бристоля не существует. Первые упоминания о городе под названием Брикгстоу (Brycgstow; в переводе древнеанглийского — место у моста) относятся к началу XI века. Брикгстоу был крупным англосаксонским центром работорговли. Англосаксонские племена, занимая новые территории, истребляли и захватывали в плен населявших эти земли бриттов. Многие мужчины погибали в ходе столкновений; женщины и дети, составлявшие большую часть пленников из Уэльса и северной Англии, направлялись в Дублин, где торговлю рабами вели викинги. Они продавали пленных бриттов в Исландию, Скандинавию и испанские области, находившиеся под властью арабов. Однако далеко не все рабы были кельтами: сами англосаксы нередко попадали в рабство в наказание за кражу и другие преступления; в некоторых случаях причиной была нищета, заставлявшая их продавать в рабство самих себя и собственных детей. Церковь, в целом, толерантно относилась к работорговле, но при этом выступала против продажи рабов за границу из опасения, что они, в конечном итоге, окажутся в руках варварских племен. Торговля продолжалась даже после официального запрета, наложенного королем Канутом. Ко времени норманнского завоевания бристольский невольничий рынок имел традиции, передававшиеся из поколения в поколение. Борьбу с преступным промыслом вел Вульфстан, епископ Вустерский. Повергнутый в ужас видом невольничьего рынка, он стал обращаться к горожанам с проповедями, обращенными против невольничьей торговли. Впоследствии искоренением работорговли занялся Вильгельм Завоеватель. В 1102 году он строго-настрого запретил "постыдную торговлю, посредством которой люди в Англии доселе продавались подобно скоту". Но и после этого запрета торговцы из числа ирландцев и датчан не спешили отказываться от доходного ремесла. Они заманивали англичан на борт кораблей, стоявших на якоре в Бристольской гавани, а затем продавали своих незадачливых гостей в Ирландии. 

Вскоре после норманнского завоевания в Бристоле были возведены оборонительные сооружения, состоявшие из земляных валов, увенчанных деревянными стенами и башнями. Впоследствии укреплением и расширением замка занимался нормандский рыцарь Роберт Фиц-Хэмон. По мнению исследователей, в первой половине XII века строительство замка завершил первый граф Глостер. Граф Глостер выступил против Стефана Блуасского, захватившего престол после смерти Генриха I, и примкнул к числу сторонников Матильды, сестры Генриха. Стефан Блуасский попытался осадить Бристольский замок, но вскоре был вынужден отказаться от своих намерений: замок выглядел совершенно неприступным. В 1141 году, король был взят в плен и заключен в замок, однако вскоре Матильда обменяла его на графа Глостера, плененного королевскими войсками. Вскоре в Бристоле были основаны монастыри августинского и бенедиктинского орденов. Сын Матильды Генрих II провел юношеские годы в стенах замка. Спустя несколько десятилетий, когда Генрих II завоевал Ирландию, все рабы из числа англичан, находившиеся на ее территории, были освобождены, а в 1172 году, когда на престоле находился Генрих III, горожане получили право селиться и вести торговлю в Дублине — на этот раз Дублин стал колонией Бристоля. 

К началу XIII века Бристоль стал оживленным торговым портом. В это время на экспорт отправлялись сукно и пшеница, импортировались вина из Гаскони и Бордо, испанский херес и толедская сталь. В 1147 году бристольские суда в числе других английских, немецких и фламандских кораблей, направлявшихся в Святую землю, приняли участие в осаде Лиссабона, завершившейся победой над мусульманами и освобождением города. В 1373-м к Бристолю были присоединены Редклифф и Бедминстер. Указом Эдварда III территория Бристоля была выведена из состава графств Глостершир и Сомерсет и стала называться графством Бристоль. В середине XIV века Бристоль был третьим по величине английским городом (после Лондона и Йорка) — численность населения составляла, по разным подсчетам, от 15 000 до 20 000 человек. Эпидемия чумы, свирепствовавшая в 1348-49 годах, унесла жизни многих тысяч горожан, и в XV-XVI веках число жителей не превышало 12 тысяч человек. 

С завершением Столетней войны 1453 году прекратился импорт гасконских вин, соответственно, вырос импорт вин из Португалии и Испании. Среди товаров, поставлявшихся из Ирландии, преобладали рыба, шкуры и сукно; на экспорт в Ирландию шли хлопчатобумажные ткани, продовольствие, одежда и металлы. 

В 1497-м Бристоль стал отправным пунктом экспедиции знаменитого итальянского мореплавателя Джованни Кабото. Бристольские рыбаки на протяжении многих лет вели промысел трески в северной Атлантике неподалеку от исландских берегов. Засоленная треска отправлялась на экспорт во Францию, Испанию и Португалию. Экспансия Ганзейской лиги, стремившейся к контролю торговли в северной Атлантике, закрыла доступ в этот регион для бристольских торговцев. Тогда двое из них, Томас Крофт и Джон Джей, отправились на поиски мифического острова Хай-Бразил. Сведений об открытии острова не последовало, но вскоре Крофт и Джей начали поставлять большие количества трески. Согласно одной из гипотез, их корабли подходили к побережью Лабрадора и вели ловлю в богатых треской водах в районе Большой Ньюфаундлендской банки. Перед экспедицией Кабото стояла задача найти новый путь доставки специй с Молуккских островов. Выполнить эту задачу экспедиции не удалось, но по возвращении Кабото рассказывал об огромных стаях трески у берегов Ньюфаундленда (New Found Land). 

Бристоль получил статус города в 1542 году. После роспуска монастырей в эпоху царствования Генриха VIII храм монастыря августинцев был преобразован в Бристольский кафедральный собор. В 1532 году была основана Бристольская грамматическая школа. В 1596-м Джон Карр основал "Больницу королевы Елизаветы" (Queen Elizabeth\'s Hospital) — такое название получила городская школа, предназначенная для сирот и детей из бедных семей. Развитие торговли продолжалось. В середине XVI века в число товаров, импортируемых из Европы, входили вина, оливковое масло, сушеные фиги и другие сухофрукты, красители, а в число главных статей экспорта входили шерстяная и хлопчатобумажная одежда, шкуры. В 1588-м три бристольских судна вошли в состав королевского флота, противостоявшего Непобедимой армаде.

В конце XV века Бристольский замок опустел. Городские власти не имели права распоряжаться имуществом Короны, и заброшенный замок стал прибежищем преступников. В 1630 году он перешел в собственность города. В 1642-м, во время первой гражданской войны горожане приняли сторону Парламента и восстановили часть оборонительных сооружений, но в 1643 году армия роялистов под командованием принца Руперта штурмом взяла Бристоль. 

Войска Руперта подошли к Бристолю в июле. Момент для взятия города был выбран как нельзя более удачно. Гарнизон был ослаблен — значительная его часть присоединилась к парламентским войскам под командованием Вильяма Уоллера. После разгрома армии Уоллера в битве при Раундуэй-Даун, произошедшей 13 июля, роялисты воспользовались возможностью захватить крупные города на юго-западе Англии, находившиеся под контролем Парламента с самого начала войны. Приблизившись к Бристолю, Руперт отправил его защитникам предложение о капитуляции, которое было отвергнуто. В это время городской гарнизон, находившийся под командованием полковника Натаниэля Файнса, насчитывал приблизительно 300 кавалеристов и 1 500 пехотинцев. Город окружали две линии оборонительных сооружений. На юге и востоке внешняя линия обороны состояла из рва и непрерывной крепостной стены, на северных и западных возвышенностях находились форты и артиллеристские батареи, соединенные низким земляным валом. По настоянию принца Руперта, войска роялистов не стали прибегать к осаде и начали штурм Бристоля ранним утром 26 июля, направив удары с севера и юга. Корнуоллские пехотные части, атаковавшие с юга, после неудачной попытки засыпать рвы попытались преодолеть их с помощью штурмовых лестниц. Понеся большие потери, они вынуждены были отступить. Пехота и драгуны, атаковавшие с севера под непосредственным командованием Руперта, также столкнулись с яростным сопротивлением и понесли значительные потери, но кавалерийский отряд полковника Генри Вашингтона добрался до городской стены и оказался на территории, расположенной за пределами зоны обстрела соседних фортов. Бросая через стену гранаты, роялисты оттеснили защитников города, затем обрушили стену с помощью алебард. Когда войска роялистов ворвались в город, кавалерия Файнса пошла в контратаку, но вскоре обратилась в бегство, устрашенная "огненными копьями" (fire pikes) — примитивными огнеметами, состоявшими на вооружении армии принца Руперта. Три часа спустя после начала штурма Файнс обратился к роялистам с просьбой обсудить условия капитуляции. Руперт гарантировал защитникам города жизнь и разрешил им покинуть Бристоль, захватив с собой личное имущество, при этом офицерам (и рядовым кавалеристам) разрешалось не сдавать оружие. Однако, несмотря на приказ своего командования, недисциплинированные роялисты все же ограбили солдат бристольского гарнизона, когда те выходили из города. 

Среди трофеев, доставшихся роялистам, было восемь торговых кораблей, которые составили основу роялистского флота, а в городских мастерских было налажено производство мушкетов для сухопутных частей. Летом 1645-го армия нового образца разгромила войска роялистов в битве при Лэнгпорте (графство Сомерсет). Одержав победы в Бриджуотере и Шерборне, парламентские войска под командованием Томаса Ферфакса подошли к Бристолю. Принц Руперт вернулся в город, чтобы организовать оборону. После трехнедельной осады парламентские войска начали штурм. 10 сентября принц Руперт капитулировал. В следующем году закончилась первая из гражданских войн, а во время второй и третьей на территории Бристоля военные действия не велись. В 1656 году Бристольский замок был разрушен по приказу Оливера Кромвеля. 

В XVIII веке бристольские купцы возродили древние традиции работорговли. Город вошел в "торговый треугольник" — этим термином обозначают пути следования судов английских работорговцев: сначала они перевозили из Англии в Африку промышленные товары, где производился их обмен на рабов; рабов доставляли из Африки в Северную Америку, назад в Англию шла продукция североамериканских плантаций — сахар, табак, рис и хлопок. В период с 1700-го по 1807 годы объем "пассажироперевозок" из Африки в Северную Америку, выполненных бристольскими торговыми судами, по самым умеренным оценкам составил около 500 000 человек. Множество роскошных купеческих особняков, украсивших Бристоль в эти годы, было построено на доходы от торговли рабами. Среди горожан, открыто осуждавших работорговлю, были проповедник Джон Уэсли, поэты Уильям Вордсворт и Сэмюэл Коулридж. 

В 1739 году Джон Уэсли, прибывший в Бристоль по приглашению другого прославленного проповедника, Джорджа Уитфилда, основал первую в городе часовню методистов. В настоящее время она является старейшей в мире методистской часовней. В период с 1764 по 1768 годы проводилась реконструкция Бристольского моста. Для возмещения затрат на реконструкцию был установлен сбор за проезд по нему. В сентябре 1793-го решение о возобновлении сбора и сносе нескольких соседних домов для прокладки новой подъездной дороги вызвало негодование горожан. Протесты перешли в беспорядки, в ходе которых погибли одиннадцать человек, 45 получили серьезные ранения. 

Конкуренция с Ливерпулем, начавшаяся в 1760-м, разрушение торговых связей в результате войны с Францией и прекращение работорговли ослабили городскую экономику. Бристоль стал проигрывать в конкурентной борьбе с новыми промышленными городами северных и центральных графств. Текстильная отрасль не развивалась, производства стекла и сахара были свернуты. Знаменитый промышленник и изобретатель Абрахам Дерби, считающийся одним из отцов английской металлургии, был вынужден переехать из Бристоля в Коулбрукдейл — его идеи не вызвали интереса у местных инвесторов. Долгий путь по ущелью Эйвона и его большая приливная амплитуда, служившие залогом безопасности городского порта в Средние века, в XIX веке стали неудобствами, которые не удалось преодолеть посредством строительства новой "Плавучей гавани" в 1804 – 1809-м. Тем не менее, численность городского населения неуклонно росла. В 1801 году в Бристоле насчитывалось около 66 тысяч жителей, а к концу века это число увеличилось в пять раз. XIX век стал периодом развития торговли и транспорта. Ключевую роль в этом процессе сыграл инженер Изамбард Кингдом Брюнель, создавший проект железнодорожной линии между Лондоном и Бристолем, проекты двух первых пароходов, построенных в Бристоле, и проект подвесного моста над ущельем Эйвона. Соединив Клифтон в Бристоле с лесами Ли-Вудз в Северном Сомерсете, этот мост стал настоящим шедевром инженерной мысли, но Брюнелю не суждено было увидеть его завершение. В 1831 году Бристольские бунты заставили строителей прервать работу. 

Причиной бунтов стало решение Палаты лордов: она без обсуждения отвергла Билль о реформе, который предоставлял крупным промышленным городам более широкое представительство в Палате общин. При этом Билль о реформе урезал неоправданно большое количество мест, которые доставались депутатам так называемых "карманных городов" (rotten/ pocket boroughs) — крошечных городков, в которых зачастую проживало не более двух десятков человек. Бристоль был представлен в Палате общин с 1295 года, однако к началу 1830-х лишь из 104.000 горожан лишь 6.000 имели право голоса. 29 октября один из наиболее ревностных противников Билля — судья Чарльз Уэзерелл — прибыл в Бристоль и обратился к горожанам с угрозой отправить в тюрьму всех участников беспорядков, но вскоре был вынужден спасаться от разъяренной толпы. Всего в городе насчитывалось от 500 до 600 бунтовщиков. Беспорядки продолжались три дня. Горожане устроили погром во дворце епископа Бристоля Роберта Грея, разрушили городскую тюрьму, разграбили несколько особняков. 

Заместитель командира драгунского полка Томас Бреретон получил приказ разогнать бунтовщиков, собравшихся на площади Куин-Сквер. Прибыв на площадь, Бреретон попытался уговорить горожан разойтись. Не добившись результата, он отдал приказ о разгоне толпы, строго-настрого запретив своим подчиненным применять оружие против мирного населения. Впоследствии Томас Бреретон предстал перед трибуналом — ему было предъявлено обвинение в недостойном офицера поведении, которое выразилось в чрезмерно лояльном отношении к бунтовщикам. Бреретон застрелился до завершения суда. В январе 1832-го на скамье подсудимых оказались около ста наиболее активных зачинщиков беспорядков, четверо из них были казнены несмотря на прошение о помиловании, собравшее в Бристоле 10 000 подписей и переданное королю Вильгельму IV. 

Добыча угля началась Северном Сомерсете еще в XVII столетии. В XIX веке большинство угледобывающих предприятий обанкротились. В конце века в число главных отраслей городской промышленности входили производство табачной продукции, машиностроение и целлюлозно-бумажная промышленность. В Эйвонмуте, куда были перенесены портовые сооружения, вскоре открылись новые промышленные комплексы. В начале ХХ века появились первые предприятия авиационной отрасли.

В период с 1919 по 1939 годы городской совет выполнил несколько крупномасштабных жилищных проектов. За эти два десятилетия было построено более 15 тысяч домов, проведена расчистка трущоб в центральных районах. Новые жилые кварталы появились в Саутмиде, Ноуле, Филвуд-Парке, Си-Миллзе и Хорфилде. Границы города расширились в северном и южном направлениях. В 1926 году было завершено шоссе, связавшее плавучую гавань с доками Эйвонмута. 

После окончания Второй Мировой была реализована программа повторной застройки городских кварталов, разрушенных в ходе авианалетов. В числе прочего были построены торговые центры Broadmead и Cabot Circus. Приток трудовых эмигрантов в послевоенные годы на время стал причиной напряженности в межэтнических отношениях. Городской автобусный оператор Bristol Omnibus Company отказывался принимать цветных мигрантов на должности водителей и кондукторов. В 1963 году Инициативная группа из числа мигрантов из Карибского региона возглавила кампанию по преодолению расового барьера. В течение двух месяцев горожане бойкотировали автобусы Bristol Omnibus и выступали с осуждением ее политики, компания вынуждена была уступить требованиям и изменить свои правила набора персонала. Эта акция, получившая название Бристольский автобусный бойкот, стала одним из важных этапов борьбы за расовое равенство, увенчавшейся принятием в 1968 году Закона о расовых отношениях. 

В 1960-е годы в Бристоле насчитывалось приблизительно 3 000 мигрантов из стран Карибского региона. Проблемы тунеядства, наркомании и бандитизма среди цветного населения Бристоля еще долгое время оставались нерешенными. Бунт в Сент-Полз стал одним из крупнейших столкновений на почве межнациональной вражды в 1980-х. 2 апреля 1980 года полиция провела обыск в одном из городских нарко-притонов – кафе Black and White, расположенном в афро-карибском районе Сент-Полз. На выходе из кафе полицейский, выносивший конфискованную партию марихуаны, подвергся нападению банды чернокожих подростков. В ходе последовавших беспорядков жители района уничтожили двенадцать патрульных автомобилей и несколько пожарных машин. 19 полицейских поступили в городские больницы с ранениями различной степени тяжести. 130 участников погромов были арестованы, в отношении большинства из них были возбуждены уголовные дела, но ни по одному из них не был вынесен обвинительный приговор. В результате инцидента известность кафе "Black and White" в криминальных кругах резко возросла, а на смену марихуане вскоре пришел крэк-кокаин. В 2004 году после очередного обыска, завершившегося изъятием крупной партии крэка, заведение закрылось. 

В 1980-х крупнейшими работодателями Бристоля и соседних районов стали предприятия кредитно-финансовой сферы. В северных пригородах были построены бизнес-парки. Крупные транснациональные корпорации, в том числе IBM, Hewlett Packard, Toshiba, Orange, развернули производства в Бристоле, придя на смену предприятиям пришедших в упадок традиционных отраслей. 

В число градостроительных проектов, выполненных в последние десятилетия, вошли реконструкция городского центра, сопровождавшаяся сносом домов послевоенной застройки и строительством жилья повышенной комфортности, реконструкция торгового центра Broadmead, перенос доков в Эйвонмут и застройка набережной, строительство музейно-выставочного комплекса At-Bristol в районе Кэнонз-Марш. 

К числу прославленных уроженцев Бристоля принадлежат поэты Томас Чаттертон и Роберт Саути, архитектор Фрэнсис Гринуэй, портретист Томас Лоуренс, иллюзионист Деррен Браун, голливудский киноактер Кэрри Грант.


 
 


Москва+7 495 37-47-356
Питер+7 812 493-35-34
Екатеринбург
+7 343 385-10-05
mail@londonmania.ru
 
 

Реклама на сайте

© Londonmania.ru 2007-2024



Создание сайта