Экстрим в метро
Кто из нас хотя бы раз в жизни не ощущал острую нехватку адреналина в крови, желания скорейшим образом получить выброс заветной порции в организм? И кажется, что как только что неординарное, экстремальное, возможно, даже чуть-чуть страшное произойдёт, — как всё, тут же жизнь изменится, обычные серые будни превратятся и разукрасятся всеми цветами радуги, и жить станет куда веселее. Но будем честными — у каждого экстрим свой.
Вот, к примеру, солидному мужчине, владельцу большей части акций нефтяной компании, завтракающему лангустами почти с тем же пренебрежением, что и нищий геркулесовой кашей, за новыми эмоциями, способными взбудоражить организм, далеко ходить не нужно. Всё на самом деле проще просто. Нужно просто прокатиться на любом наземном транспорте или — о боги! — спуститься в метро. Стопроцентная гарантия: в каком бы мегаполисе мира ни проживал тот самый выдуманный персонаж — миллионер, определённо — стресс ему будет обеспечен. По ряду причин, которые в каждом конкретном локализованном пространстве мира будут, разумеется, разниться.
Толпы людей, запутанные станции, непонятные схемы, пустые, наводящие ужас в позднее время перроны — в общем, есть, от чего напрячься человеку непривычному. Впрочем, и для бывалого человека есть возможность испытать новые в своей жизни ощущения. Например, так сказать, совместить приятное с полезным: приехать в Лондон, понаслаждаться красотами, обсудить последние news с интеллигентными людьми за чашкой хорошего чая, а потом, для контраста впечатлений и ощущений, спуститься в метро.
О, сколько фильмов и видеоклипов было отснято далеко не в самом любимом месте жителей Лондона! Да, и немало легенд о нём ходит, бедные туристы даже порой побаиваются туда спускаться неподготовленными или без сопровождения «гида-переводчика». Спрашивается, ну что такого в этом обычном, на первый взгляд, виде транспорта? Какое отношение он, в принципе, имеет к адреналину, экстриму?
На самом деле, самое, что ни на есть, прямое. Во-первых, лондонская подземка — это как жизнь изнутри, то есть там, на улице, солнце светит, и город видится любопытным туристам с фотоаппаратом, как нечто богемное, вычищенное и до оскомины благородное. А здесь, внизу, тоже жизнь, и люди едут на работу и с работы, но их, конечно, гораздо меньше, чем владельцев личного транспорта. Соответственно, попадая в любое новое место, нужно обязательно знать правила, по которым это пространство существует, иначе можно попасть в какую-нибудь очень неприятную или даже небезопасную ситуацию.
А, во-вторых, раскачивающиеся из стороны в сторону вагончики подземки, или «трубы», как её называют сами англичане, с лёгкостью довезут любопытных, кому мало стандартных маршрутов, до районов Ист-Энд (East End) или Брикстон. Небезопасней в Лондоне не придумаешь. Итак, для того, чтобы получить тройную порцию адреналина и запомнить поездку в столицу Британии как одну из самых ярких, необычных и оригинальных, нужно спуститься одному вечером в метро и доехать до любого из вышеуказанных мест. С другой стороны, каждый должен решать сам, готов ли он к такому приключению или риск - совсем неблагородное дело. В любом случае, любителям неординарного экстрима посвящается.
На самом деле, лондонское метро — одно из самых старейших в мире. Существует оно с 1863 года. Конечно, уже почти что за 150 лет функционирования многое в нём поменялось: и внешний вид вагонов, и контингент, пользующийся данным общественным транспортом. Но у лондонской подземки есть один очевидный недостаток, который настораживает большинство туристов, да и самих жителей города - тоже. Схема метро слишком запутана и избыточна, в ней очень легко "заблудиться", и есть риск приехать на нужную станцию с явным опозданием. Здесь всего 268 станций и одиннадцать линий, при этом расположены они на схеме не упорядоченно, что гораздо бы облегчало понимание и нахождение нужного места, а в разброс.
Человеку, незнающему даже базового английского языка придётся нелегко. В определённые периоды времени некоторые станции и даже целые линии закрывались на реконструкции в связи с крайне низкой проходимостью. К примеру, низкий пассажиропоток на станции Blake Hall, который в 1981 году составлял всего шесть человек в день, послужил основной причиной её закрытия на долгие годы. Особенно подобные случаи стали происходить с приходом XXI века (видимо, в этот период как-то значительно увеличился рост личного автотранспорта у лондонских жителей). Вот и сегодня далеко не все станции и линии функционируют, что, по всей видимости, нисколько не удручает горожан.
О «трубе» (tube — "метро" на английском сленге) ходит немало устрашающих слухов, которые разбавляют не самые приятные факты. Доказано, что в метро водится много всякой живности. И днём, и вечером можно встретить здесь большое количество голубей и мышей. Про крыс особо ничего не известно, но наличие подобных данных ещё больше бы придало страшной окраски подземке.
Да и птиц, которых здесь называют «летающими крысами», никак нельзя назвать приятными попутчиками. И, прежде всего, потому, что они являются разносчиками большого количества болезней. Здесь они пытаются найти себе еду, вкусные объедки, оставленные пассажирами, — самое то, однако, что понятно, после себя птицы оставляют кучу отходов, а это, увы, никто не убирает. Лишь в последнее время начали внедряться программы по решению данной проблемы.
А мыши ещё ужасней, потому что они явно страшнее выглядят и представительниц женского пола, вне зависимости от принадлежности к стране, сильно пугают. Эти маленькие серые звери обожают старые линии метро — The Bakerloo line, The Northern Line — и, конечно, заброшенные вагоны. Кстати, в 2000 году власти города решили провести исследование центральной линии метро, и, к сожалению, результаты никакого не порадовали. Как высказывались сами жители города: «Лучше бы мы жили в полном неведении, и ничего совершенно не знали». Но, увы, узнали не только они, но вскоре и огромное количество реальных или потенциальных туристов. Экспертиза показала, что на сиденьях присутствует несколько видов волос, принадлежащих человеку (что вполне естественно), собачьи (неприятно, но нестрашно), птичьи и крысиные (совсем никуда не годится).
Ко всему прочему, было обнаружено семь видов насекомых. В основном это были блохи, при этом, по большей части, живые. И — о, ужас! — все виды биологических жидкостей и отходов человеческого организма. В сиденьях нашлись останки крыс, мышей и грибок, доселе неизвестного вида. Воинствующие радикалы очень обрадовались обнародованным данным и выдвинули несколько постулатов. «Лучше помыть руки в унитазе, чем прикоснуться к сиденью в метро», — говорит один из них. Что ж, после всего вышесказанного остаётся пожелать приятной поездки. А вот и второй: «Пять сигарет в день несут гораздо меньший риск для здоровья, чем один час, проведённый в метрополитене». Что ж, остаётся только пожелать приятной поездки.
Кстати, это ещё не всё. Ходит очень много легенд о большом количестве привидений, которые обитают в метро. Да и вполне живых — тоже разносятся страшилки. Говорят, что глубоко под землёй северной линии живёт племя подземщиков. Они практически не выходят на улицу, питаются объедками (останками крыс и птиц, а иногда даже людьми — пьянчушками или запоздалыми пассажирами). В общем, некие потомки так называемых отбросов общества, обосновавшихся под землёй лет 100 назад. Одним словом, какой бы чушью это ни казалось, многие действительно опасаются ездить в позднее время по северной линии метро.
Что же касается духов и их пребывания в «трубе», то есть истории и про безобидную монахиню, и про убитую в прошлом веке собственным учителем ученицу, и даже про поезд-призрак в Лондоне часто вспоминают, который видели лишь однажды, в 1928 году. Если захочется пощекотать нервы и лишний раз испытать свой организм на прочность — маршрут ясен. К слову, лондонская подземка считается одним из самых криминализованных мест. Опять же, на старых и удалённых от центра станциях риск оказаться в неприятной и небезопасной ситуации увеличивается. Могут обворовать, напугать, пригрозив, что сам всё, что есть, отдашь, или ещё что похуже может случиться. И, конечно, в Ист-Энде и Брисктоне — не самых благоприятных районах — также можно на что-нибудь «нарваться». Есть желание испытать судьбу — вперёд.
Впрочем, городские власти считают, что ничего ужасного в этих местах нет. Точнее, в этом они хотят убедить всех, в том числе и туристов. Однако если гости Лондона могут хоть как-то в это поверить, то с местными гражданами всё гораздо сложнее. Они не скрывают, что ничего уж очень хорошего нет в Ист-Энде (Восточном Лондоне). Район этот всегда противопоставлялся фешенебельному Вест-Энду (Западному Лондону) как место расселения бедноты. Не самые положительные описания этого места можно встретить в рассказах Диккенса и других авторов эпохи промышленной революции. Да и сегодня район имеет репутацию рабочего, «докерского» района.
Географически его можно описать так: на западе он ограничен стеной лондонского Сити, на юге — Темзой, рекой Ли — на востоке и районами Хэкни и Виктория-парк — на севере. Здесь всегда жило огромное количество эмигрантов, в том числе и граждан из Восточной Еропы. Ужасно, но убийства, впрочем, как и прочие преступления, — явления совершенно обычные для здешних мест. К слову, истории про Джека Потрошителя, который убивал проституток непосредственно в Ист-Энде, до сих пор создают не самую благоприятную репутацию району. В общем, гулять здесь не просто неразрешено, но в ночное время даже запрещено. В последнее время здесь, правда, происходят некоторые изменения: строятся новые здания, в том числе и высотные бизнес-центры, облагораживается территория.
Однако количество промышленных объектов, старых кварталов, заселённых этническими меньшинствами, многоэтажных домов и трущоб не уменьшается. Соответственно, атмосфера здесь присутствует особая и далеко не самая радостная. К всевозможным преступлениям можно добавить большое количество воров и карманников, орудующих, главным образом, на местных рынках и во дворах. Надо признать, что в последнее время этим районам сильно вдохновились молодые дизайнеры и художники, разглядев в образах ист-эдеров особый стиль. Видимо, так в очередной раз проявляется известная лондонская толерантность и любовь к уличному, несколько урбанитистическому стилю.
Поэтому в восточной части города появились вполне приличные клубы, хорошие дизайнерские магазины и даже площадь Хокстон-сквер, со всех сторон которой находятся бары и кафе, а также галерея современного искусства White Cube. Да и городские власти мечтают в ближайшие годы привлечь сюда толпы туристов, надеясь построить отели и создать полноценную инфрастуктуру. Однако пока что это выглядит как глобальное желание, реализовать которое если даже и возможно, то крайне тяжело. Туристы как и раньше опасались этого места, так и сейчас испытывают по отношению к нему не самые приятные чувства.
С районом Брикстон (Brixton), находящимся в южной части Лондона, несколько другая история. Хотя он считается также криминогенным и грязным, но, ко всему прочему, это ещё и место любителей марихуаны. Сами жители Лондона говорят о нём как о «месте, насквозь пропахшем травой». Здесь, действительно, селятся иммигранты из Африки, сражающие наповал своими яркими одеждами и странно выглядящими тканями на головах. Несколько дней в неделю они посещают церковь, где с очевидной радостью, выраженной в песнопениях, молятся богам.
Те же молодые дизайнеры и художники, вдохновившись Ист-Эндом, находят много интересного и в этом специфическом месте города. Здесь есть известное кафе-бар под названием The Dogstar, в котором частенько можно увидеть кого-нибудь из известных личностей, например, музыканта Moby, а в концертном зале регулярно дают концерты Pink, Groove Armda, Franz Ferdinand и прочие английские звёзды.
Одним словом, район этот любим, пусть и не всеми, но определённой частью общества. Увы, и наркоманами тоже. А таков закон жизни: где наркоманы, там и воровство, и прочие нехорошие деяния. Поэтому, кроме растаманов, мало кто искренне стремится сюда попасть, возможно, и зря. Не все любят и готовы рисковать. И это совершенно понятно: за новыми впечатлениями порой следуют неприятные и опасные ситуации. Выбор есть всегда: их можно избежать — в таком случае будет достаточно поездки в метро, либо доехать-таки до одного из ярких, но неблагоприятных и криминогенных мест. Однако главное, чтобы такая поездка закончилась хорошо и ни к чему опасному для жизни не привела.