Станция Эустон (Euston)
Станция Эустон (официальное название Лондон-Эустон) — крупная железнодорожная станция на севере центрального Лондона в Лондонском Городке Камбен (London Borough of Camden) и это седьмой железнодорожный терминал в Лондоне (по числу прибывающих и отправляющихся поездов). Это одна из 18 британских станций, управляемых компанией Национальные Железные Дороги (Network Rail) и его южные терминал — Западный Прибрежный на Главной Линии. Эустон — главный железнодорожный выезд из Лондона на запад страны, на северо-запад, в северный Уэльс и в Шотландию.
Она связана со станцией метро Эустон и находится рядом со станцией метро Эустон-Сквер/ Euston Square. Эти станции находятся в Зоне 1.
История
Хотя здание современной станции выполнено в современном международном стиле, Эустон — первая междугородная станция в Лондоне.
Станция и железнодорожные пути пережили несколько смен руководства, сначала ими управляла компания Лондон и Бирмингем Рейлвей (London and Birmingham Railway, 1837-1745гг.), затем Лондон и Норс-Вестерн Рейлвей (London and North Western Railway, 1846-1922г.), следом Лондон, Мидленд и Скотиш Рейлвей (London, Midland and Scottish Railway, 1923-1947гг.), после Бритиш Рейлвей (British Railways) в1948–1994 гг. и Рейлтрек (Railtrack, 1994–2001гг.) и, наконец, Нетворк Рейл (Network Rail) с 2001 г. по наши дни.
Старое здание
Первая станция была открыта 20 июля 1837 г. как терминал Лондон и Бирмингем Рейлвей архитектором Робертом Стефенсоном. Она была декорирована известным архитектором Филиппом Хардвиком с 200-футовым (61м) навесом работы инженера Чарльза Фокса. Сначала было только две платформы, одна для прибывающих поездов, другая для отправляющихся. Также декорирована Хардвиком, высота 72 фута (22м) — самая большая, построенная за все время, вход служил как портик и стал известен как Арка Эустон (Euston Arch). Интересно, что по оригинальному плану Стефенсона следовало проложить железнодорожные пути через север Лондона до станции Кингс-Кросс, но после столкновения с интересами крупных землевладельцев ему пришлось построить пути через Тринг (Tring), Ветфорд (Watford) и Хэрроу (Harrow) до Эустона. До 1844 г. поезда затягивали на холм в Камден-Таун (Camden Town) при помощи веревок, так как они не имели достаточной силы, чтобы двигаться засчет пара.
Станция быстро развивалась в последние годы в связи с возросшим трафиком. В 1840-х гг. произошла реконструкция и расширение станции, которая была открыта вновь в 1849 г. с впечатляющим Большим Холлом (Great Hall, работа сын Хардвика, Филиппа Чарльза Хардвика) в классическом стиле. Его длина 126 футов (38 м), ширина 61 фут (19 м) и высота 64 фута (20 м) с кессоном на потолке и двойными лестничными пролетами, ведущими к офисам в северной части холла. Архитектурный скульптор Джон Томас подарил восемь аллегорических статуй, изображающих города, находящиеся на линии: Лондон, Ливерпуль, Манчестер и т.д. Станция находилась чуть дальше от Эустон-Роуд (Euston Road), чем фасад современного комплекса; он был на улице Драммонд-Стрит (Drummond Street), сегодня он находится совсем рядом со станцией, протянутой вдоль здания. Короткая дорога под названием Эустон-Греув (Euston Grove) соединяет Эустон-Сквер (Euston Square) с аркой. Два отеля, Отель Эустон (Euston Hotel) и Отель Виктория (Victoria Hotel) расположены по обе стороны от северной дороги. Помимо нескольких домиков на Эустон-Роуд и статуй во внешнем дворике сохранилось мало напоминаний о старой станции. Музей Национальных Железных Дорог (The National Railway Museum) в Йорке имеет памятный диск и статую Е. Х. Байли, изображающую Джорджа Стефенсона, оба из Большого Холла и стояли у входных дверей.
Новое здание
В начале 1960-х гг. было решено, что старое здание более не соответствует поставленным целям и нуждается в замене. Под громкие крики публики здание старой станций (в том числе знаменитая Арка Эустон) было разрушено в 1961-1962 гг. и заменено новым зданием, открытым в 1968 г. Его открытие совпало с электрификацией Западного Терминала на Главной Линии, и новая структура должна была символизировать начало «электрического века».
Современная станция — длинное, низкое здание с палисадником в 647 футов (197 м). Над частью здания станции возвышаются две офисных башни, смотрящие на Мелтон-Стрит (Melton Street) и Эвершольт-Стрит (Eversholt Street), это резиденция Нетворк Рейл (Network Rail). Все эти здания выполнены в функциональном стиле, основной материал — отполированный черный камень со вставками из белого кафеля, бетона и простого обжига. Рядом со станцией находится комплекс с магазинами и закусочными, отдельно от остановки поездов. Сохранилась пара небольших остатков старой станции, два каменных домика Портленд (один из них был баром для женщин в 1995-2008гг.) и военный памятник на Эустон-Роуд, но едва ли это была сколько бы значимая часть старого здания. Статуя Роберта Стефенсона работы архитектора Карло Марочетти, стоявшая в старом кассовом зале, сегодня находится во внешнем дворике и смотрит вниз на магазины. Фасад здания станции спрятан между корпусами с офисами работы Ричарда Сейферта и автобусной остановкой. Во внутреннем дворике стоит статуя Паолоцци под названием «Пискатор». Ряд других образцов национального искусства, в том числе низкие каменные скамейки Пауля де Моншо во внутреннем дворике были спонсированы Нетворк Рейл в 1990-х гг.
Расположение платформ для отправления помогает справиться с потоком пассажиров, стимулируя тех, кто ожидает поезда вдали от платформ. Второстепенная аллея под главным вестибюлем обслуживает пассажиров пригородных поездов. Расположение платформы помогает сохранить станцию теплой и сухой, в то время как спусковые трапы ведут из комнат для пассажиров до очереди, не пересекая главный зал. На станции 18 платформ, из них платформы 8–11 предназначены исключительно для Лондонского Назмемного Метро и транспортных служб Лондон-Мидленд (London Midland) и поэтому снабжены автоматическими билетными терминалами. Две платформы имеют бóльшую длину, чем остальные, чтобы принимать поезда из 16 вагонов службы Каледониан-Слипер (Caledonian Sleeper). Иногда билеты проверяют вручную на платформах, которые не имеют автоматических турникетов.
Архитектурное несоответствие
Унылый архитектурный стиль 1960-х гг. был описан как «отвратительный», «тусклый, серый, горизонтальное ничто», «ужасное надругательство над когда-то впечатляющим зданием», отражение «безвкусного гламура того времени», с абсолютным отсутствием «происшествий, приключений, о которых викторианский терминал напоминал путешественникам» и «худший из лондонских центральных терминалов, ужасный и враждебный». Ричард Моррисон написал в Таймс, что «даже для унылых стандартов архитектуры шестидесятых Эустон – один из самых отвратительных бетонных коробок в Лондоне: совершенно лишенный каких-либо декоративных достоинств; внешне, казалось бы, хочет напугать пассажиров; и портит соседние улицы. Такой дизайн никогда не должен был быть воплощен после составления чертежа – если он только существовал. Он производит впечатление нарисованного на скорую руку на обрывке запачканной бумаги каким-то андроидом, страдающим от ненависти к человечеству и вампирического отвращения к свету». Доступ к разным частям станции затруднен для инвалидов. Спуск вниз из зала ожидания к платформам слишком крут для инвалидов на колясках без сопровождения, а метро, такси и машинный парк находятся внутри здания, но людям в колясках сюда попасть невозможно. Последние два доступны для спуска по лестницам, расположенным у фасада здания.
Снос старого здания Станции Эустон в 1962 г. описан как «один из величайших актов архитектурного вандализма в послевоенные годы в Великобритании» и считается официально одобренным Премьер-министром Гарольдом Макмильяном. Попытки сохранить здание, в том числе со стороны великого поэта сэр Джона Бетджемана, привели к созданию Викторианского Сообщества (The Victorian Society) и объявили о консервативном движении, направленном на сохранение стиля большинства крупных лондонских станций XIX века. Однако снос Станции Эустон помог сохранить Станцию Сент-Панкрас в готическом стиле, которая должна была быть разрушена в 1966 г. Под предводительством Джона Бетджемана и возрождающегося консервативного движения станции удалось выжить до переформирования в 2007 г. в скоростной терминал, откуда отправляются поезда на Континент.
Снос первоначального здания часто сравнивается со сносом Станции Пенсильвания в Нью-Йорке, так как в обоих городах это вызвало всплеск движения, выступающего за сохранение исторических сооружений. Атака Ирландской Республиканской Армии (ИРА) в 1973г.
Большой, но поверхностный ущерб был нанесен станции бомбой ИРА, взорвавшейся рядом с баром в 13.10, 10 сентября 1973 г. и ранившей восемь пассажиров. Столичная Полиция получила предупреждение за три минуты до взрыва, но не успела эвакуировать всех со станции. В 1974 г. умственно больная Йудит Вард была обвинена в этом и других преступлениях, несмотря на то, что доказательства против нее были крайне подозрительны. Она была полностью оправдана в 1992 г., виновного найти так и не удалось.
Приватизация
После приватизации железных дорог в 1990-х гг. станция перешла в собственность Рейлтрэк (Railtrack), а спустя некоторое время к Нетворк Рейл. В 2005 г. Нетворк Рейл объявила о своем желании провести реконструкцию станции, снести сооружения 1960-х гг. и отвести больше пространства для коммерческих предприятий, используя место над платформами. В декабре 2005 г. Нетворк Рейл объявила о создании линии метро между станцией Эустон-Сквер (Euston Square) как части реконструированной Станции Эустон, соединив таким образом две станции Эустон, которые сегодня находятся в пяти минутах ходьбы по Эустон-Роуд.
Вторая реконструкция, объявленная в 2007 г.
5 апреля 2007 г. компания Бритиш Ленд (British Land) объявила о том, что выиграла тендер на снос существующего 40-летнего здания и построение нового, на что было выделено £250 миллионов из общего бюджета в £1 биллион. В результате число платформ возрастет с 18 до 21. В начале 2008 г. в СМИ прошла информация о том, что существует большая вероятность реконструкции старой Арки Эустон.