Первые омнибусы (предшественники автобусов – многоместные фургоны на лошадиной тяге) появились в Лондоне в конце 1820-х годов. Слишком большое количество омнибусов, разъезжающих по улицам британской столицы стало создавать проблемы для пешеходов. В результате было решено проложить колеи наподобие трамвайных многоместных гужевых фургонов.
В 1855 году образовалась London General Omnibus Company (Лондонская Основная Омнибусная Компания) LGOC, которая смогла объединить управление всеми извозчичьими услугами и пассажирскими наземными перевозками в городе.
В начале XX века в Великобритании насчитывалось почти 200 автобусных марок. В те времена автобусным бизнесом управляла уже упомянутая компания-монополист LGOC, London General Omnibus Company. Компания закупала различные марки автобусов, но со временем руководство компании пришло к выводу, что для перегруженного Лондона, привыкшего к двухэтажному транспорту, нужна своя собственная модель автобуса.
По специальному заказу компании LGOC в 1911 году был сконструирован и построен автобус с деревянным кузовом. Концепция конных экипажей сохранилась: внизу — закрытый салон, вверху — открытый «империал», куда вела крутая винтовая лесенка. Это был самый первый массовый автобус в мире!
По заказу лондонских транспортников в 1922 году была сконструирована новая модель с закрытой крышей. Это было связано с тем, что власти Лондона запретили эксплуатацию автобусов с открытым верхом. Новая модель автобуса оказалась очень удачной и лондонцы стали переводить аббревиатуру NS, расположенную на новой модели автобуса, (no step, «без ступени на входе»)— nulli secundus (по-латыни что-то вроде «непревзойденного»).
Самым стильным и самым старым из лондонских автобусов на сегодняшний день является Routemaster — «хозяин дорог». Красный двухэтажный Routemaster с открытой задней площадкой узнаваем во всем мире.
Первый Routemaster появился на лондонских улицах в далеком 1956 году. Дизайн автобуса разрабатывался почти 9 лет. Открытая задняя платформа позволяла большому количеству пассажиров входить и выходить, не задерживаясь, даже на перекрестках и светофорах.
Routemaster достаточно неуклюж и в лондонском музее транспорта до сих пор крутится видеоролик с сюжетом, где рассказывается об экстремальной тренировке лондонских водителей.
Культовый Routemaster выпускался с 1956 по 1968 годы. На сегодняшний день количество двухэтажных красных автобусов Routemaster стремительно сократилось из-за солидного срока службы и невозможности принять инвалидные кресла и коляски. За последние 10 лет в Лондоне произошла практически полная замена автобусного парка, но правительство британской столицы решило оставить знаменитый красный Routemaster, курсирующий по городским маршрутам №9 и № 15. Сегодня данные маршруты пользуются огромным интересом среди туристов, которые хотят осмотреть достопримечательности старого доброго Лондона.
Автобусное сообщение
Автобусная сеть в Лондоне хорошо развита — имеется много различных маршрутов, и автобусы ходят часто, как правило, с пятиминутным интервалом. Но днем улицы города загружены и автобус идет медленно, так что поездка на нем в часы пик — не самый надежный способ успеть куда-нибудь к сроку.
В центре Лондона на каждой остановке вывешены схемы маршрутов и расписания курсирующих здесь автобусов, а иногда и план соседних кварталов, на котором указаны другие автобусные остановки. В центре Лондона традиционные красные двух- и одноэтажные автобусы являются основным средством транспорта, хотя в настоящее время существует также много частных автобусов самых разных цветов. Основные автобусные остановки обозначены красными буквами "LT" (London transport). Если на знаке имеется слово "Request", — следует сигнализировать, чтобы автобус остановился.
Ночью по Лондону курсируют специальные ночные автобусы, со знаком N перед номером маршрута. Все остановки этих автобусов только по требованию. Ночные автобусы Лондона соединяют Пиккадилли, Трафальгарскую площадь, Вестминстер, Вокзал Виктория, кинотеатры и различные места развлечений и отдыха горожан. Ночные автобусы начинают свою работу перед закрытием метро, и курсируют по Лондону каждый день с 23:00 до 5:00. И если вы не успели на метро, то всегда сможете добраться до дома или отеля с помощью автобусов.
Через какие зоны ездят автобусы Лондона?
Информацию о маршрутах лондонских автобусов можно найти в специальных справочных брошюрах по автобусам Центрального Лондона. Эти брошюры вы всегда найдете в справочных центрах по транспорту британской столицы. Подробную информацию об автобусах Лондона вы найдете на этом сайте.
В некоторых автобусах следует платить кондуктору, когда найдете место, в других — водителю при посадке. Лондон разделен на 6 транспортных зон, расположенных в виде концентрических кругов. Чем больше зон вы пересекаете, тем выше плата за проезд. Билет на одну короткую поездку стоит 70 пенсов (1 фунт в центральной зоне). Билет "Saver 6" дает право на 6 поездок на автобусе в пределах зон 1-4 и стоит 5 фунтов. Автобусные маршруты делятся на 4 зоны, примерно соответствующие зонам метро. Стоимость проезда на всех видах транспорта зависит от расстояния. Практически все достопримечательности (включая Гринвич) находятся в I и II зонах. Поэтому среди туристов популярны билеты и проездные для этих зон.
Проездные на автобусы Лондона
Существует множество проездных билетов, помогающих сэкономить деньги при поездках на метро и автобусах, поездах Docklands Light Railway. Приобрести их можно на станциях метро и в газетных киосках. Они дают право на неограниченное число поездок на метро и автобусах после 9.30 утра в будни, а в выходные и праздники время не ограничивается. Они не действуют в ночных автобусах, автобусах, идущих в аэропорты и из них.
Хорошим началом для знакомства с Лондоном может стать поездка на экскурсионном двухэтажном автобусе с открытым верхом. Многие компании предлагают автобусные туры, к которым вы можете присоединиться на любой остановке, также как и сойти с автобуса. Они бывают не только на английском, но и на многих других языках (на русском языке — комментарии через наушники). Не стоит пренебрегатьтакой экскурсией, ведь автобусы Лондона — это такая же неотъемлемая часть столицы Великобритании, как Биг-Бэн и Тауэр.
Билет на 1 поездку при покупке за наличные |
£1.50 |
Saver - книжечка из 6 билетов |
£6.00 |
Bus Passes на 1 день |
£3.50 |
Bus Passes на 7 дней |
£13.50 |
Оплата смарт-картой по будням с 7:00 до 9:30 |
£1.00 |
Оплата смарт-картой в остальное время |
£0.80 |
Дети до 16 лет (старше 14 необходимо иметь смарт-карту Oyster с фотографией) |
бесплатно |