История Лондона
Первое упоминание о Лондоне и его основание
Назвать точную дату возникновения первых поселений на нынешней территории Лондона не может даже современная история. Связано это с тем, что первые упоминания о городе, встречаются только в летописях 43 года нашей эры. Именно в это время, в Англию (в то время, Британию) вторгаются римские легионеры императора Клавдия. Для переправы через реку Темзу им было необходимо построить мост, и как раз, вокруг этого места и начал разрастаться город Лондон. В то время он получил название Лондиниум, и строился схожим, по своей архитектуре и стилю, римским городам.
Вокруг Лондиниума была возведена одна стена, затем земляная насыпь, а в 4 веке появляется и каменная стена. По площади эта огороженная территория практически полностью повторяет очертания современного центра Лондона – района Сити. Грамотное размещение Лондиниума (на берегу реки Темзы), наличие хороших дорог и определило его развитие, как крупного торгового центра. Город быстро разрастался, начав с холма Корн-Хилла и уходя западнее, на холм Сент-пол-Хилл. Уже в 51 году в истории встречаются упоминания о Лондиниуме, как торговом центре всей Британии.
В эти годы центр Лондиниума был застроен кирпичными и каменными домами лондонской аристократии. В свете последних раскопок, можно говорить о высоком благосостоянии людей, проживающих в центре. В домах имелись и ванные комнаты, и даже отопление и кондиционирование. На стенах были различные росписи и мозаика.
Дальнейшее свое укрепление и развитие Лондиниум получает в связи с упадком Римской империи. Во 2 веке нашей эры начинается строительство глобальной стены вокруг города. Она была сложена из известняка и имела толщину более 3 метров. Но к 4 веку Лондиниум теряет свое большое торговое значение. Происходит это из-за участившихся набегов варваров из Северной Европы. Город приходит в упадок, население покидает его. В 410 году римский император Гонорий отзывает своих легионеров из Лондиниума и город остается заброшенным на многие годы.
В 7 веке Англия начинает свое экономическое развитие, и где-то в 604 году в Лондиниуме строится первый Собор святого Павла. Город опять начинает зарабатывать свой статус торгового центра Англии, и к 9 веку возвращает свое былое значение. В 9-11 веках за Лондиниум идет непрекращающаяся борьба между нормандцами, викингами и англосаксонцами. И только в середине 11 века король Эдуард полностью подводит город под владения англосаксонцев.
Средневековый период
В 1066 году начинается, так называемый, средневековый период в истории Лондона. В это время королем Англии становится Вильгельм Завоеватель. Короновали его в построенном Вестминстерском Аббатстве. Именно этот правитель страны смог сделать Лондон самым крупным и богатым городом Британии. Герцог Вильгельм был очень интересным человеком. Он был верным, преданным и в меру благородным. Но в войнах и при попытках завоевания его территории, был безжалостен и шел на самые крайние меры. Такая его политика и привела к воскрешению и укреплению Англии в целом, и Лондона в частности.
В 1176 году возводится первый каменный мост через Темзу. О качестве и монолитности строения говорит то, что данный мост являлся единственным через реку до 1739 года.
В 1191 году Лондон получает право на самоуправление. Избиранию подлежат судья и шериф. Лондон становится обособленным городом, и его верхушка играет большую политическую и экономическую роль во всей Англии. Город не расширяет свои границы, центр так и остается скрыт за каменной стеной, а другие поселения появляются за ограждением. В дальнейшем, городу уже некуда деваться, население растет, и необходимо выносить город за пределы Сити. Тогда функции управления переносятся в Вестминстер, там находятся и верховный суд, и королевская казна, и парламент.
Во время правления Елизаветы I население Лондона за 40 лет удваивается и к 1600 году достигает 200 тысяч. В 1560 году основывается Королевская биржа (Royal Exchange), в 1599 был построен театр Глобус (The Globe Theatre), в котором ставились большинство пьес Шекспира. В 1631 году архитектор Айниго Джонс (Inigo Jones) создает Covent Garden piazza, первый квартал, созданный по специальному плану. Из его работ необходимо упомянуть Queen\'s House (Greenwich), Banqueting Hall (Whitehall) и Queen\'s Chapel.
К середине 16 века Лондон по численности населения уже перегнал самый крупный, на тот момент, по этому признаку, Париж, и продолжает расширяться. Самое интересное, что в связи с законом о запрещении строительства в Лондоне, практически все дома являют собой 4-5 этажные деревянные постройки, которые образуют одну сплошную улицу, без просветов между домами.
В 1666 году в Лондоне происходит Великий пожар(Great Fire). Эта поистине ужасная трагедия прочно вошла в историю города. Начался пожар ночью, около 2 часов, 2 сентября в одной из булочной. Из-за типа застройки города и большого количества деревянных домов с соломенными крышами огонь охватил Лондон моментально, и потушить его не могли более 3 суток. За эти дни выгорела половина города, пламенем было уничтожено более 13 тысячи домов, практически полностью «погиб» в огне центр города — Сити, и без крыши над головой осталось более 200 тысяч человек, что на тот момент составляло почти половину населения Лондона. Интересный факт: в Великом пожаре погибло 6 человек, что явно говорит о сдержанности и организованности англичан. После того, как огонь удалось потушить, стало понятно, что восстановить в Лондоне ничего не удастся и весь город необходимо строить заново. Так началась история нового города.
Лондон после Великого пожара
К 1801 году население Лондона дошло до цифры в миллион человек. Большая часть проживает в Сити, Вест-Энде и Вестминстере. Но постепенно, торговые площадки, магазины и производственные здания «выдавливают» из этих районов жилые здания. И к 1841 году меньше четверти населения проживает в этих 3 частях города.
В-общем, в 19 веке население Лондона возросло до 6 миллионов. Естественно, что такому городу необходима развитая транспортная сеть и бытовые условия. В это время появляется одно из незаменимых сооружений — канализация. Она проходила через весь Лондон, протяженность её составляла более 2 тысяч километров. Это позволило сократить количество вспышек чумы и холеры и уменьшить смертность в Лондоне.
В 1836 году в Лондоне была проложена первая железная дорога — от Лондонского моста до Гринвича. В течение 12 лет были построены 5 вокзалов. Уже в 1844 году, по железной дороге можно было ездить не только по Лондону, но и в другие крупные города Англии. А в 1863 году появляется лондонское метро. Все быстро оценили удобство и значимость этого вида транспорта, и сеть метрополитена быстро расширялась. В 1906 году по рельсам лондонского метро пустили первые электрические поезда. А автобусы начали курсировать по Лондону в 1904 году.
В 1830 году сносятся старые постройки у Букингемского дворца и создается Трафальгарская площадь (Trafalgar Square), на которой через два года возводится Национальная галлерея (National Gallery). В 1834 году пожар уничтожил здания Парламента и Вестминстерского дворца. На их месте построено современное здание Парламента по проекту Charles Barry и A.W. Pugin. Знаменитая башня с часами, известная как Биг Бен (Big Ben), была построена в 1859 году. Происхождение названия не известно, но на самом деле Биг Бен — это не башня и не часы, а колокол часов. В начале XX века было построено много новых крупных магазинов, театров, шикарных отелей, большая часть из которых в районе Вест Энд (West End). Отель Ritz открыт в 1906, новый магазин Knightsbridge — в 1905, а Selfridges — в 1907 году.
Так Лондон стал не только торговым центром Англии, а крупным финансовым центром всего мира. Вторая мировая война оставила после себя много разрушенных зданий в городе. Но это подтолкнуло правительство принять закон о запрете строительства в центре города, и составить новый проект Лондона. В 1951 году он был утвержден и в течение 20 лет город был реконструирован в соответствии с задачами и проблемами, стоящими перед ним.
Послевоенный период отмечен огромным притоком иммигрантов из разных стран бывшей британской империи (British Empire). Переселенцы из Гонконга селились в Сохо (Soho), иммигранты с Карибских островов - в Ноттинг хилле (Notting Hill), сикхи — в Саутхоле (Southall), киприоты - в Финсбери (Finsbury). В 1946 году первый рейс совершен из нового аэропорта Хитроу (Heathrow). Первые двухэтажные красные автобусы (double-decker) вышли на лондонские улицы в 1956 году. За 10 лет с 1972 до 1982 года на берегу Темзы был построен Thames Barrier, защищающий город от разлива реки. Последним большим проектом XX века и второго тысячелетия стал Миллениум Доум (Millennium Dome), выставочный центр, открытый 1 января 2000 года.
На данный момент Лондон хранит в себе и средневековую архитектуру, и стили французской и итальянской архитектуры и в то же время представляет собой современный город с величественными зданиями и огромными площадями.
Для восстановления города было решено найти архитектора, который составит план нового города в соответствии с пожеланиями правительства и выстроит его весь целиком в одном стиле. Было рассмотрено несколько проектов и в результате выбран один — архитектора Кристофера Рена. Личность этого человека очень интересна. Кристофер Рен был разносторонним ученым, он успешно сочетал профессии художника, астронома, математика. Но его явным талантом была архитектура. Весной того злополучного для Лондона 1666 года он подготовил проект реконструкции Собора святого Павла, и потом, уже после пожара, у него появилась возможность не просто восстановить, а полностью осуществить свой замысел и построить новый собор, т.к. старый полностью выгорел. Одновременно с этим строительством, он занимается восстановлением большей части Лондона. Правительство утвердило проект, в котором было собрано лучшее от итальянской и французской архитектуры. Лондон, по замыслу Кристофера Рена, должен был иметь лучевой тип уличного строения с большими площадями и крупными каменными и кирпичными зданиями. Так и появился практически современный город Лондон.