Роуэн Аткинсон (Rowan Atkinson)
Роуэн Себастьян Аткинсон (Rowan Sebastian Atkinson) родился 6 января 1955 года в английском городе Консет. Его отец, Эрик Аткинсон, был фермером и по совместительству директором компании. У знаменитого актера есть два старших брата, Руперт и Родни. Несмотря на то, что у семьи было свое хозяйство, Роуэн предпочел жить в городе. После окончания частной школы юный Аткинсон поступил в университет Ньюкасла, однако проучился там недолго. В 1975 году он поступил в Оксфорд на электротехнический факультет. Именно там и произошла судьбоносная встреча, которая чуть позже изменила всю жизнь Аткинсона. Он познакомился со сценаристом Ричардом Кертисом, вместе с которым они написали и поставили комедийное ревю в театре Playhouse в Оксфорде, а затем в театре Fringe в Эдинбурге.
После успеха в театральных постановках Аткинсона пригласили на главные роли сразу в двух сериалах. Однако ему по душе была работа в популярном шоу "Not The Nine O’Clock News" на канале BBC. И будущая звезда не прогадала в своем выборе. Это шоу было награждено премией International Emmy Award, а также British Academy Award как "лучшая развлекательная программа" 1980 года. Более того, на комедийный спектакль Аткинсона в Лондонском "Глобусе" были распроданы все билеты.
Успех в телешоу "Not The Nine O’Clock News" привел Роуэна к роли в комедии о Средних веках "Черная гадюка" ("Blackadder"), сценарий к которой он написал совместно с Ричардом Кертисом в 1983 году. После трех лет молчания, по большей степени из-за финансовых проблем, была написана вторая серия, на этот раз авторами были Кертис и Бен Элтон. Кинолента впервые вышла на экраны в 1986 году. "Черная Гадюка 2" ("Blackadder 2") рассказывает о судьбе одного из потомков героя Аткинсона во времена правления королевы Елизаветы. Подобные ситуации повторялись и в двух последующих сериях – "Черной гадюке 3" ("Blackadder 3"), вышедшей в 1987 году, и "Черной гадюке 4" ("Blackadder 4") в 1989-м. В конце концов, все четыре серии стали одним из самых успешных проектов на BBC.
В начале актерской карьеры Роуэна не все шло гладко. В 1980 году сольные выступления начинающего комика Аткинсона в Нью-Йорке были остановлены на три недели после обвинений американской критикой в "туалетном юморе". Даже самая влиятельная в США газета, "New York Times", не выдержала, и на своих полосах устроила разнос пошлости, которую несли английские "придурки". Тем не менее, актер не сдавался.
К мировой славе Роуэн Аткинсон пришел благодаря культовому сериалу "Мистер Бин" ("Bean"), вышедшему на телеэкраны в 1990 году. Мысль о создании подобного рода шоу пришла актеру еще в далеком 1979 году, когда трое выпускников Оксфорда – Ричард Кертис, Говард Гудел и Роуэн Аткинсон – направились в автофургоне на ежегодный театральный фестиваль в Эдинбурге. Именно во время той поездки родились первые замыслы этого комедийного сериала. Кто бы мог тогда подумать, что выдуманный тремя молодыми британцами инфантильный герой в коротких коричневых брючках и заношенном пиджачке станет обладателем рекордного и до сих пор непревзойденного рейтинга для продукции BBC. "Мистер Бин" начал триумфальное шествие по британским телеэкранам, все больше завоевывая сердца телезрителей. Спустя пять лет критика уже назвала Аткинсона "новым Чаплином" и главным комическим продуктом Британии. Самое интересное, что большую часть своих ранних "туалетных" наработок, за которые комик был резко раскритикован, Аткинсон перенес на большой экран. Некоторые из них действительно были смешны, однако критики предпочитали называть это "физиологическим юмором".
Английская публика всегда была в восторге от шуток Роуэна, ведь все, что связано с традиционными элементами британского быта и образа жизни, трепетно переносилось актером и одновременно соавтором-сценаристом в свои комедии. Все, что олицетворяет Англию - шотландские гвардейцы, рождественские индейки, сельские ярмарки, не говоря уже об Ее Величестве с Наследным Принцем - присутствовало в киношедеврах Аткинсона. А в фильме "Агент Джонни Инглиш" ("Johnny English") эти символы были использованы настолько густо и эпатажно, насколько это вообще возможно в жанре "пародия на пародию".
Роуэн Аткинсон утверждает, что смог открыть самый важный закон любой немой комедии: ее главный герой должен быть асоциален, асексуален и трогательно наивен. Без тени сомнения можно сказать, что все говорящие герои Аткинсона проигрывали его практически немому мистеру Бину, который иногда лишь невнятно произносит свое имя неестественно низким голосом. После успеха этого сериала можно было одевать Роуэна в одежды британского офицера времен Первой мировой войны, секретного агента и многих других, но что бы он ни делал, из-под любого костюма выпирали коротенькие брючки непредсказуемого Бина. Ошеломляющую популярность сам актер объяснил просто: внутри взрослого Бина сидит девятилетний ребенок, поэтому персонаж настолько привлекает. Быть может, поэтому дети составляли значительную часть аудитории поклонников комика. Благодаря Бину, детям стал доступным настоящий взрослый юмор, где в главном герое положительные черты густо сплелись с эгоизмом, мстительностью и полной безответственностью за совершаемые поступки.
Начиная с 2000 года, актера можно было увидеть в таких картинах, как "Все возможно, бэби" ("Maybe Baby"), "Крысиные бега" ("Rat Race"), "Скуби-Ду" ("Scooby-Doo"), "Реальная любовь" ("Love Actually"), "Молчи в тряпочку" ("Keeping Mum") и "Человек-Мухоловка" ("Spider-Plant Man"). Днем актер снимался для телевидения, а вечерами играл в театре, в спектакле "The Sneeze", поставленном по собраниям Чехова. Также комик увлекался коллекционированием дорогих спортивных автомобилей.
Частная жизнь Аткинсона всегда была покрыта такой непроницаемой завесой тайны, что многие сомневались - а есть ли она у него и осталось ли в этом человеке что-либо, кроме его персонажа. Тем не менее, у Роуэна есть семья: жена Сунетра Састри, она художник по гриму, и двое детей – Бенджамин и Лили. Они живут очень уединенно в роскошном замке XVIII века в Оксфордшире. За девять лет брака актер выводил свою жену в свет не более десятка раз. Однажды он признался, что ревнует супругу к мистеру Бину. "Иногда мне кажется, что это не я женат на ней, а он. И с чего ей было бы выходить замуж за меня? Всем известно, какой я зануда. Словом, мне не хочется водить жену в те места, где ее могут по ошибке назвать миссис Бин", - утверждал актер. Все дело в том, что Сунетра и Роуэн познакомились на крокетном поле в тот момент, когда Аткинсон отрабатывал один из комических трюков для фильма о Бине. С тех пор у талантливого актера и выработался своеобразный комплекс.
Роуэн достаточно разноплановый человек, он пишет статьи для британского автомобильного журнала "Car". В 2006 году вышел фильм "Мистер Бин 2". Но на этом история смешного чудака не прекратилась. В 2007 году зрители увидели еще одну киноленту - "Мистер Бин на отдыхе". Роуэн Аткинсон перепробовал много ролей, но так и не смог избавиться от главного дела своей жизни - быть Бином и забавлять публику. Неоднократно комик пытался покончить с темой странного Бина, но, к радости широкой публики, это не воплотилось в жизнь. И пускай в Аткинсоне уживаются две совершенно полярные личности, это нисколько не портит его, а наоборот, придает некую изюминку. Ведь благодаря инфантильности мистера Бина весь мир узнал о талантливом комике своего времени - Роуэне Аткинсоне.