Льюис Кэрролл (Lewis Carroll)
Чарльз Лютвидж Доджсон (27 января 1832 − 14 января 1898), более известный как Льюис Кэрролл, — английский писатель, математик, логик и фотограф.
Самые известные его произведения — это повести "Алиса в стране чудес" и "Алиса в зазеркалье", а также поэма "Охота на Снарка" и стихотворение "Jabberwocky", написанное в жанре литературного абсурда. Легкость, с которой Кэрролл играл словами и фантазировал, развлекала и детей, и литературную элиту, а позднее его наследие вошло в современную культуру, повлияв на творчество многих других писателей и художников.
Чарльз Доджсон родился в маленьком доме священника в деревне Дарсбери в Чешире. Он был третьим ребенком в семье, но самым старшим сыном. Всего у Доджсонов родилось семь девочек и четыре мальчика, и, что нехарактерно для того времени, все они выжили. Когда Чарльзу исполнилось 11 лет, отцу семейства предоставили место в городе Крофт-он-Тис в Северном Йоркшире, и Доджсоны переехали в просторный пасторский дом, бывший их семейным гнездом следующие 25 лет.
В юные годы Доджсона обучали дома, а его "списки домашнего чтения" сохранились в семье, и свидетельствуют о раннем развитии его интеллекта: в возрасте семи лет Чарльз читал "Путешествие Пилигрима" (The Pilgrim\'s Progress) Джона Баньяна.
Будущий писатель страдал от заикания, как и его братья и сестры, и это сильно повлияло на его социальную жизнь (в частности, он не стал принимать сан священника). В 12 Чарльза послали учиться в маленькую частную школу в близлежащем Ричмонде, где ему весьма понравилось. Но в 1846 юного Доджсона перевели в школу Регби, в которой ему пришлось очень трудно. Однако в обеих школах он с легкостью преуспевал в учебе.
Доджсон покинул Регби в 1849, а затем поступил в Оксфорд, в колледж Крайст-Черч, где раньше учился его отец. В Оксфорд Чарльз пробыл всего два дня, после чего его вызвали домой в связи с кончиной матери, умершей из-за "воспаления мозга" (вероятно, менингита или инсульта) в возрасте 47 лет.
Доджсон не очень хорошо учился в колледже, часто отвлекался, но из-за его чрезмерной одаренности он преуспевал и в высшем образовании. В 1852 Чарльз сдал первый публичный экзамен (Honour Moderations), после чего был номинирован на стипендию (Studentship) старым другом своего отца − каноником Эдвардом Паси. Позднее Доджсон завалил другую стипендию, так как, по собственному признанию, не мог заставить себя заниматься. Но из-за своего потрясающего математического таланта он выиграл должность лектора в том же колледже, ее Чарльз занимал следующие 26 лет. Он получал неплохой доход, но работа была будущему писателю в тягость; множество его учеников были старше его и богаче, и почти все они не очень интересовались математикой. Но, несмотря на ранние неудачи, Доджсон оставался в колледже Крайст-Черч, занимая разные должности, до конца своей жизни.
Доджсон начал писать еще в нежном возрасте, в основном стихи и короткие рассказы, сохранившиеся в семейном журнале "Mischmasch", а позднее стал рассылать плоды своего творчества по настоящим журналам. Между 1854 и 1856 его работы появились в крупных британских изданиях — "The Comic Times", "The Train", и в небольших — "Whitby Gazette" и "Oxford Critic". Сам автор очень сурово относился к своим успехам и не считал эти произведения "достойными настоящей публикации". В 1856 он впервые опубликовался под псевдонимом, под впоследствии прославился. Это была поэма "Одиночество", которую Чарльз отправил в журнал "The Train" от имени Льюиса Кэрролла. Псевдоним основывался на настоящем имени Доджсона: Льюис − это англицизированная форма имени "Людовик", латинского "Лютвидж", а Кэрролл — англицизированная форма Кэролуса, латинского "Чарльз".
В том же 1856 году в Крайст-Черс прибыл новый декан — Генри Лиддел, и привез с собой семью, что сильно повлияло на дальнейшие жизнь и творчество Доджсона. Писатель стал близким другом жены Лиддела, Лорины, и детей, особенно — трех сестер: Лорины, Эдит и Алисы. Вообще, в течение всей своей жизни Доджсон предпочитал невинную дружбу с маленькими девочками и женщинами значительно младше себя (в 60 лет он общался с 20-летними), но нет никаких сведений о том, что он был педофилом — ни одна из его подруг не оставила на это ни единого намека.
Хотя информация об этом периоде отрывочная (так как дневники Доджсона за 1858-1862 пропали), совершенно ясно, что дружба с семейством Лидделов была важной частью его жизни в конце 50-х. У них даже появилась традиция — он возил детей (сначала мальчика, Гарри, а потом — и трех сестер) на лодочные прогулки неподалеку от деревни Нанехам Кортенай и аббатства Годстоу. И во время одной из таких поездок Доджсон сочинил набросок истории, ставшей его первым и крупнейшим успехом. Когда он рассказал ее сестрам Лиддел, Алиса умолила его записать свой рассказ, что Доджсон и сделал — потратив на это довольно много времени. В ноябре 1864 он подарил своей любимице рукопись с собственными иллюстрациями, озаглавленную как "Приключения Алисы под землей" (Alice\'s Adventures Under Ground). Но еще до того, как Доджсон закончил рукопись, его друг − писатель и поэт Джордж Макдональд — прочитал ее своим дочерям, и их восторженная реакция убедила Чарльза попробовать опубликовать "Алису". Он отнес неоконченную рукопись к издателю Александру Макмиллану, которому она сразу же очень понравилась. Доджсону предложили несколько альтернативных названий для книги − "Алиса среди фей" (Alice Among the Fairies), "Золотой час Алисы" (Alice\'s Golden Hour), но он выбрал "Алису в стране чудес". Именно под таким заглавием книга вышла в свет в 1865 — тогда псевдоним писателя "Льюис Кэрролл" обрел всемирную славу. Поклонники заваливали "Альтер-эго" Доджсона письмами, да и сам он зачастую получал массу нежеланного внимания. Он начала зарабатывать значительно больше денег, но так и не бросил нелюбимую работу в Крайст-Черче. В 1872 году вышла вторая книга Кэрролла, посвященная приключениям Алисы — "Алиса в Зазеркалье" (Through the Looking-Glass And What Alice Found There), несколько более мрачная, нежели первая — возможно, это связано со смертью отца писателя, погрузившей Доджсона в глубокую депрессию.
В 1876 Доджсон написал свою последнюю примечательную работу — поэму в жанре абсурда — "Охота на Снарка" (The Hunting of the Snark), повествующую о приключениях девяти человек и одного бобра.
В 1856, под влиянием своего дяди Скеффингтона Лутдвиджа и оксфордского друга Реджинальда Сутея, Кэрролл занялся фотографией. Вскоре он хорошо овладел этим искусством и стал довольно известным фотографом. Поначалу Чарльз даже думал о том, чтобы зарабатывать этим на жизнь. Любимыми объектами для съемки у Доджсона были маленькие девочки (та же Алиса Лиддел); он также делал снимки обнаженных девочек, из которых до наших дней уцелело шесть, а из всего его обширного портфолио уцелела только треть, остальные снимки не пощадило время, или же они были уничтожены самим автором.
Фотография открыла Доджсону доступ в высшее общество — среди его моделей оказались поэт Альфред Теннисон, ученый Майкл Фарадей, и многие другие известные викторианцы. Однако в 1880 Доджсон вдруг бросил занятия фотографией, несмотря на то, что у писателя уже была собственная небольшая фотостудия, да и хобби этому он к тому времени посветил добрые 24 года. Причины, толкнувшие Чарльза к такому поступку, до сих пор не ясны. С 1920-х по 1960-е об этой его творческой стороне вспоминали редко, но в настоящее время фотографии Доджсона ценятся очень высоко. Считается, что он был одним из лучших викторианских фотографов и оказал сильное влияние на развитие фотоискусства.
Помимо фотографии, Доджсон писал научные работы, придумывал логические игры и даже занимался изобретательством.
После успеха "Алисы" жизнь Доджсона совершенно не изменилась, последние 20 лет он прожил в том же привычном окружении, продолжая преподавать. В 1867 Чарльз единственный раз в жизни покинул пределы родной страны и посетил Россию. Свои впечатления подробно описал в "Дневнике путешествия в Россию в 1867 году" (Russian Journal). Два тома романа Доджсона "Сильви и Бруно" (Sylvie and Bruno) вышли в 1889 и 1893 годах, но книги не имели успеха у читателей из-за чрезмерной запутанности и сложности (в одном эпизоде даже присутствовала троичная логика).
14 января 1898 года Чарльз Доджсон умер в доме своей сестры в Гилдфорде, графство Суррей, из-за воспаления легких, последовавшего за гриппом. Его похоронили на гилдфордском кладбище "Маунт-Семетери". Он оставил после себя множество дневников и огромное количество загадок — биографы до сих пор выдвигают самые разные предположения о том, каков же был этот человек, включая весьма эксцентричные — например, что он был Джеком Потрошителем или страдал эпилепсией.