Royal Enfield
С момента выпуска первого английского мотоцикла под маркой Royal Enfield ("Ройал Энфилд") прошло более ста лет — модель была анонсирована еще в 1902-м году. Задолго до этого компания Джорджа Таунсенда мирно занималась производством иголок, а к концу 19-го века, после смены владельца, освоила выпуск велосипедов, трициклов и квадроциклов марки Enfield с французскими моторами. Начало 20-го века ознаменовалось выпуском двухколесного мотоцикла с одноцилиндровым четырехтактным двигателем собственного производства, расположенным перед рулевой колонкой, на смену которому пришел мотоцикл Royal Enfield с двигателем, установленным в нижнем углу рамы. В 1904-м году компания решила переориентироваться на производство автомобилей, но такое решение себя не оправдало, и уже к 1910-му году выпуск мотоциклов был возобновлен.
На новые модели установили двухцилиндровый 300-кубовый двигатель мощностью 2,25 л.с. швейцарской компании "Мотосакош", а позже появился мотоцикл с более мощным мотором. Новый мотоцикл, оснащенный 344-кубовым двигателем мощностью 3 л.с., оказался в первой пятерке победителей на гонках Tourist Trophy. В 1912-м году появился мотоцикл Royal Enfield с коляской, укомплектованный 770-кубовым двигателем ДжАП, но уже через год на английские мотоциклы Royal Enfield стали устанавливать 425-кубовые моторы собственного производства с автоматической системой смазки. Спустя два года был выпущен легкий 225-кубовый мотоцикл Royal Enfield, оснащенный, как и прежние модели, двухскоростной цепной передачей. Во время Первой мировой войны завод продолжал производство мотоциклов с коляской, а после войны был выпущен 846-кубовый мотоцикл с четырехцилиндровым двигателем. Однако спрос на легкие двухколесные мотоциклы превышал потребность в тяжелых моделях, и в 1924-м году компания разработала новую модель с 350-кубовым двигателем. Вскоре двухскоростная цепная передача была заменена на обычную коробку передач, а плоский бензобак заменили на седловидный.
В 30-х годах грянул экономический кризис, и для поддержания спроса на мотоциклы возникла необходимость в конструктивно новых решениях. Именно в это время у мотоциклов Royal Enfield появились буквенные обозначения: были выпущены 350-кубовые модели F и G, а также 500-кубовые мотоциклы Н и J. Одноцилиндровые четырехтактные двигатели у мотоциклов G и J были верхнеклапанными, а у F и Н — нижнеклапанными. Через год появился 225-кубовый мотоцикл А, а следом — модели Z (Cycar) и X, которые оснастили 150-кубовым мотором, так как налоги на мотоциклы с таким рабочим объемом были значительно ниже. Однако наибольшее внимание привлекла к себе 500-кубовая модель JF, которая стала "прародителем" целого семейства мотоциклов Royal Enfield Bullet. Надо сказать, что мотоцикл Royal Enfield Bullet ("Пуля") красной нитью пройдет через всю историю этой торговой марки. На вторую половину 30-х годов приходится выпуск 1140-кубовой модели К, 150-кубовой модели Т с верхнеклапанным мотором и 250-кубового мотоцикла S. В 1939-м появился мотоцикл RE, аналогичный модели немецкого мотоцикла DKW RT3. Модель оснастили 125-кубовым одноцилиндровым двухтактным мотором, установленным в трубчатую раму и сблокированным с 3-ступенчатой коробкой передач. В годы Второй мировой войны компания начала поставки легких английских мотоциклов Royal Enfield для нужд фронта.
В послевоенные годы продолжился выпуск мотоциклов RE и началось производство 350-кубовой модели G и 500-кубового мотоцикла J2. Появилась модель 500 Twin с двухцилиндровым верхнеклапанным мотором мощностью 27 л.с. и обновленный мотоцикл Royal Enfield Bullet с 350-кубовым мотором мощностью 19 л.с., передней телескопической вилкой и задней маятниковой подвеской. Не менее заметные новинки компания представила в начале 50-х годов: был выпущен сменивший модель RE 150-кубовый мотоцикл Ensign, мотоцикл Meteor с 700-кубовым двигателем мощностью 36 л.с. и 250-кубовый мотоцикл Clipper с двигателем мощностью 11 л.с. На новые модели производители установили усовершенствованную раму и традиционную маятниковую подвеску заднего колеса. Большой ажиотаж вызвали английские мотоциклы Royal Enfield Crusader с 250-кубовым двигателем мощностью 13 л.с. и мотоциклы Royal Enfield Constellation с мотором мощностью 50 л.с. Модель Constellation разгонялась до 180 км/ч, что определило ее место среди супермотоциклов конца 50-х годов, правда, уже в 1962-м ей пришлось уступить свои позиции мотоциклу Royal Enfield Interceptors с 740-кубовым двигателем мощностью 53 л.с. Не забыли разработчики и о модели Royal Enfield Crusader, оснастив ее двигателем мощностью 20 л.с. и 5-ступенчатой коробкой передач. Однако, несмотря на все успехи, 60-е годы оказались не лучшими для компании: после смерти ее тогдашнего владельца Фрэнка Смита компания перешла к новому собственнику, который продал ее компании "Нортон-Вилльерс". Фирма достаточно быстро свернула массовое производство мотоциклов Royal Enfield и до 1970-х годов вяло выпускала лишь модель Royal Enfield Interceptors.
За десять лет до этих событий, в середине 50-х, индийское правительство решило закупить для нужд полиции, патрульных служб и армии 350-кубовые английские "Пули" — мотоциклы Royal Enfield Bullet, которые привлекли внимание своей надежностью, выносливостью и неприхотливостью. В 1955-м в Индию прибыло 800 мотоциклов Royal Enfield Bullet, но этого оказалось недостаточно, и английская компания предложила организовать сборку мотоциклов недалеко от индийского города Мадрас. Эти планы были успешно реализованы, и спустя два года началось серийное производство мотоциклов Bullet на индийском предприятии Enfield India, Ltd. Бюджетные мотоциклы Bullet 350 производились практически без изменений до 1998-го года, после чего они получили усовершенствованный двигатель. Помимо Bullet 350, выпускалась и модель 500 Lightning — 500-кубовые мотоциклы Bullet в стиле Custom. В 80-х годах мотоциклы Royal Enfield Bullet индийской сборки уже продавались в Германии, США и Японии. У производителей была попытка выпуска собственных легких мотоциклов с немецкими моторами, но она не увенчалась успехом, зато мотоциклы Royal Enfield Bullet пользовались стабильным спросом. В 1995-м году права на эту торговую марку были выкуплены индийской компанией.
Мелкие предприятия приноровились устанавливать на мотоциклы Bullet малогабаритные дизельные двигатели, и в 90-х годах это было взято на вооружение компанией-производителем. Были выпущены индийские мотоциклы Royal Enfield Diesel с 325-кубовыми моторами мощностью 6,5 л.с., которые разгонялись до 75 км/час и обеспечивали значительную экономию топлива. Что же касается индийских мотоциклов Bullet, то компания стабильно выпускала их в объеме 36 тысяч единиц в год. В начале 90-х индийцы освоили выпуск нового 500-кубового мотоцикла Bullet, а уже к 1998-му году началось производство индийских мотоциклов Machismo A350 с двигателем, усовершенствованным австрийской фирмой AVL. На индийские мотоциклы Bullet Machismo 500 стали устанавливать двигатели собственного производства. Главный недостаток этой модели — ее высокая цена, а в целом Bullet Machismo 500 весьма комфортабельный мотоцикл высокой проходимости. В современной линейке мотоциклов представлены также мотоциклы Royal Enfield Thunderbird с 350-кубовым двигателем мощностью 18 л.с. и модель Bullet Sixty-5 с 500-кубовым двигателем мощностью 21 л.с., электростартером и 5-ступенчатой коробкой передач. В 1994-м году компания Royal Enfield вошла в состав группы Eicher — производителя спецтехники и грузовиков, а спустя пять лет присоединились к компании Watsonian-Squire, которая занялась продажей мотоциклов Royal Enfield в Великобритании.
В новом тысячелетии производство мотоциклов на предприятии Enfield India, Ltd продолжается в своем режиме. Были выпущены 500-кубовые мотоциклы Classic Edition Bullet с двигателем воздушного охлаждения и электронным зажиганием, а в 2007-м году компания представила мотоциклы Electra Woodsman с 500-кубовым двигателем мощностью 28 л.с., электростартером и 5-ступенчатой коробкой передач. Индийские мотоциклы по-прежнему привлекают внимание многих европейских производителей мототехники, разрабатывающих специальные модификации, и тюнинговых компаний, создающих мотоциклы в стиле Custom. Благодаря усилиям Watsonian-Squire мотоциклы Royal Enfield Bullet по-прежнему очень популярны на родине: в Великобритании на протяжении последних лет при общем снижении спроса на мотоциклы объемы продаж Royal Enfield Bullet продолжают расти. Новые времена внесли свои коррективы: мотоциклы стали оснащаться двигателями, соответствующими экологическим стандартам Euro-3. Сейчас мотоциклы Royal Enfield производятся только в Индии, и у поклонников мототехники этого бренда есть все шансы прокатиться на знаменитой "Пуле".
Не забывайте про защиту вашего байка. Например, сайт наших партнеров предлагает отличные замки для мотоцикла Xena.