Английский кинематограф в послевоенный период
Английский кинематограф в послевоенный период можно разделить на два направления: классическое кино и кино абсурда.
К классическому английскому кино относятся фильмы на исторические темы и различная экранизация классики. Величайшими режиссерами в этом направлении были Александр Корда и Дэвид Лин.
Сэр Александр Корда — британский кинорежиссёр и продюсер венгерского происхождения. В 1942 году Корда стал первым кинорежиссёром, возведённым в рыцарство Британской империи.
Созданная им компания «Лондон филмз» стала одним из главных производителей английских фильмов. Восьмой ее фильм «Частная жизнь Генриха VIII» (1933), снятый самим Кордой, благодаря бытовому, сниженному юмору, а также благодаря живому исполнению главной роли Ч. Лтоном имел большой успех и стал вехой в истории английского кино, предопределив развитие целого направления в «костюмном» историческом фильме.
Из последующих режиссерских работ Корды в жанре «частной жизни» исторических персонажей критикой был высоко оценен «Рембрандт» (Rembrandt, 1936), а публикой — «Леди Гамильтон» (That Hamilton Woman/Lady Hamilton, 1941), поскольку переплетение патриотических мотивов с темой трагической утраты, к тому же лишающей героиню социального статуса, сделало эту мелодраму особенно соответствующей настроениям военных лет.
После войны доминирующее положение компании Корды стало ослабевать, однако среди 45 фильмов, созданных при ее участии было немало первоклассных работ. Тонкий знаток кино, Корда умел разглядеть и поощрить талант. Он очень много сделал для целого ряда актеров и режиссеров, в частности, для Л. Оливье и К. Рида. За свои кинематографические заслуги он был в 1942 возведен в рыцарское достоинство.
Знаменитый английский кинорежиссер Дэвид Лин родился 25 марта 1908 года в Кройдоне, пригороде Лондона, графство Суррей (Англия). По воле родителей он изучал бухгалтерию, но в двадцать лет решил посвятить себя кино. Свой путь в кинематографе начал в конце 20-х годов, работая с хлопушкой перед камерами операторов. Выучившись на монтажера и став одним из лучших в своей профессии, Лин участвовал в работе над многими фильмами той поры, среди которых: "Пигмалион" (1938, реж. - Лесли Ховард и Энтони Эскуит), "49-я параллель" (1941, реж. Майкл Пауэлл), "Один из наших самолетов пропал" (1942, реж. - Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер). В 1942 году, совместно с известным писателем и сценаристом Ноэлем Коуардом, снял свой первый фильм "В котором мы служим", - групповой портрет экипажа корабля на фоне военных действий. Таким образом, начало было положено и в дальнейшем, уже будучи самостоятельным режиссером, Линн еще неоднократно возвращался к сотрудничеству с Коуардом, поставив по его новеллам несколько фильмов, один из которых - "Короткая встреча" (1946), завоевал Гран-При на фестивале в Каннах и был номинирован на "Оскара" сразу в трех категориях. За ними последовали экранизации романов Чарльза Диккенса "Большие надежды" (1946) и "Оливер Твист" (1948), которые пользовались большим успехом в Европе.
В 1947 году стал одним из учредителей академии BAFTA и был избран её председателем.
В 1955 году Лин поставил свой первый цветной фильм — «Лето», снятый на деньги американских продюсеров в Венеции.
Одну из лучших своих картин "Мост через реку Квай" (1957) Лин поставил вместе с американцами. Фильм стал лидером национального проката США. За "Мост через реку Квай" режиссер получил "Оскара".
В 1962 году на экран вышел один из величайших фильмов в истории мирового кинематографа — драма Дэвида Лина "Лоуренс Аравийский". Картина являлась совместной англо-американской постановкой, с бюджетом более 12 миллионов долларов. Дэвиду Лину "Лоуренс Аравийский" стоил трёх лет жизни, проведенных в песках Сахары и за монтажным столом.
Самоотверженность режиссёра и всей съёмочной группы была вознаграждена. "Лоуренс Аравийский" получил семь "Оскаров", имел великолепный прокат. Американская критика назвала этот фильм одним из семи чудес кинематографического света.
В 1971 году фильм вышел в повторный пркат. При этом его продолжительность увеличилась до 3 часов 40 минут. В картину были возвращены сцены, которыми Дэвиду Лину когда-то пришлось пожертвовать.
Итальянский продюсер Карло Понти был первым, кто оценил книгу Бориса Пастернака "Доктор Живаго" с кинематографической точки зрения. Идея перенести роман на экран понравилась студии "МГМ". Кинокомпания огласилась финансировать постановку при условии, что картину снимет Дэвид Лин.
Несомненно, решившись на постановку "Доктора Живаго" (1965), Лин шёл на большой риск, так как в России не бывал. Съёмки проходили в Испании. Работать пришлось в сорокаградусную жару. Когда снимали зиму, люди в массовках падали от тепловых ударов. А сквозной темой фильма стал образ метели...
"Доктор Живаго" имел феноменальный зрительский успех и вошёл в число самых кассовых фильмов в истории кино. Студия "МГМ" не успевала печатать копии. Фильм был дублироан на 22 языка. Киноакадемия вручила его создателям пять "Оскаров".
Свой последний фильм "Поездка в Индию" (1984) лин поставил в 77 лет, после долгого перерыва.
В 1984 году Лин был возведен в рыцырское достоинство. Американский институт кинематографии отметил его премией за творческую карьеру (1990).
Ушёл из жизни 16 апреля 1991 года в Лондоне от рака. За четыре месяца до этого он снова женился. В шестой раз...
К кино абсурда в первую очередь относится конечно же Альфред Хичкок.
Известно, что прадед Альфреда Хичкока Чарльз Хичкок (Charles Hitchcock*) жил в Стратфорде (Stratford) - пригороде Лондона - и был рыбаком. Его сын Джозеф (Joseph) вместе с отцом, его братьями и друзьями тоже поначалу занимался рыбным промыслом. В 1851 году он женился на ирландке Энн Махони (Ann Mahoney). Она была католичкой, как и большинство коренных ирландцев, но сменила после замужества свою веру на протестантскую, чтобы не отличаться от основной массы англичан. После женитьбы Джозеф Хичкок сменил рыбный промысел на торговлю овощами и фруктами, т.е. стал зеленщиком (greengrocer). У Джозефа и Энн было девять детей. Дело отца переняли только сыновья Альфред и Уильям (William) - будущий отец Альфреда Хичкока. В 1887 году Уильям Хичкок женился на ирландке (а соответственно и католичке), дочери стратфордского полицейского Эмме Джейн Уилэн (Emma Jane Whelan). Но он повторил судьбу отца с точностью до наоборот. Теперь он сменил веру - венчание прошло по обряду римской католической церкви и Уильям Хичкок стал католиком. Через три года, в 1890 году у них родился сын, названный в честь отца Уильямом, а еще через два года (в 1892 году) - дочь Эллен Кэтлин (Ellen Kathleen). В 1896 году семья переехала в Лейтонстоун (Leytonstone), где Хичкоки сняли у отошедшего от дел зеленщика небольшой дом по адресу The High Road 517. В то время Лейтонстоун был небольшим пригородом Лондона, относящимся к графству Эссекс (Essex) и расположенным в 5 милях к северу от центральной части Лондона между рекой Ли (river Lea), впадающей в Темзу, на западе и лесом Epping Forest на востоке. В настоящее время Лейтонстоун вошел в состав восточной части Лондона (East London, London\'s East End).
В 1899 году, 13 августа в семье родился Альфред Хичкок. Он учился в Лондонском университете на инженера, а с 1920 года работал на киностудии. Первоначально в его задачи входило рисование карточек с именами актёров для титров, затем он стал сочинять сценарии и ассистировать режиссёрам. В 1926 г. он снял первый триллер, «Жилец». Ему принадлежит первый британский звуковой фильм, имевший успех в прокате, — «Шантаж» (1929).
Со своей будущей женой, киномонтажёром Альмой Ревиль, Хичкок познакомился в 1923 году на съёмках фильма «Женщина – женщине» (англ. Woman to Woman). Они поженились в 1926 году и прожили вместе до смерти Хичкока в 1980 году. В 1928 году Алма Ревилль родила ему единственного ребёнка — дочь Патришу Хичкок, ставшую актрисой.
С началом Второй мировой войны производство фильмов в Великобритании прекратилось, и Хичкок уехал в Голливуд (1939). Он стал работать на звёздного продюсера Дэвида Селзника, который часто вмешивался в творческий процесс, но в то же время обеспечивал финансирование и хорошую прессу. Благодаря его связям первый же американский фильм Хичкока, «Ребекка», выиграл «Оскар» как лучший фильм года.
В 1940-е годы Хичкок снимал примерно по фильму в год, а с 1948 г. сам же их и продюсировал. Его любимыми актёрами были Кэри Грант, Джимми Стюарт, Грейс Келли. Пика своей карьеры Хичкок достиг в 1950-е годы с крупнобюджетными текниколоровыми проектами — иногда чисто комедийными («Неприятности с Гарри», «Поймать вора»), иногда предвещающими эстетику «бондианы» («К северу через северо-запад»). Начиная с 1950-х режиссёр активно работал на телевидении (сериал «Альфред Хичкок представляет»).
После фильмов «Окно во двор» (1954) и «Головокружение» (1959), которые своими нестандартными повествовательными решениями и глубоким психологизмом оказали влияние на европейский арт-хаус, режиссёр стал применять ещё более экспериментальные, даже шокирующие приёмы. Нашумевшие картины «Психо» (1960) и «Птицы» (1963) стоят в творчестве Хичкока особняком; иногда их определяют как фильмы ужасов.
Начиная с фильма «Марни» (1964) работы Хичкока принимались публикой и критиками весьма сдержанно. Несмотря на критическое отношение к коммерческому голливудскому кино, Хичкока боготворили критики французской «новой волны». Франсуа Трюффо не только заметил авторский взгляд за оболочкой развлекательного кино, он снял несколько фильмов в подражание Хичкоку и опубликовал книгу интервью со своим кумиром. Сильным влиянием Хичкока отмечены также фильмы Шаброля и Брайана Де Пальмы.
Режиссёр умер от почечной недостаточности у себя дома, в Лос-Анджелесе, США, в возрасте 80-ти лет. Его похороны проходили в католической церкви на Беверли-Хиллз. Тело Хичкока было кремировано, а прах развеян над Тихим океаном.