Обучение в Лондоне Обучение на Мальте Высшее образование Виза в Великобританию Рассказы о Британии Фото Лондона 10 фактов о Лондоне FAQ Лондон, это просто Достопримечательности Английский футбол Музыка из Англии Транспорт Лондона Работа в Лондоне Английский юмор Шоппинг в Лондоне Английский в Англии Инфографика Лондона Контакты
 
Надо позвонить!

Москва: +7 495 37-47-356
Питер: +7 812 493-35-34

Города Великобритании

Манчестер (Manchester)

Манчестер (Manchester)— город и округ метропольного графства Большой Манчестер в северо-западной части Англии. Манчестер находится в 257 км от Лондона, поездка на поезде занимает немногим более двух часов. К западу от города протянулись Пеннинские горы — невысокий кряж, пересекающий южную Шотландию и северную Англию в меридиональном направлении. Центральная часть Манчестера расположена на восточном берегу реки Ирвел, неподалеку от мест ее слияния с реками Медлок и Эрк, на относительно небольшой (35 – 40 м) высоте над уровнем моря. Южную часть пересекает река Мерси. С верхних этажей высотных зданий в центре города открываются панорамные виды различных городских районов и Пеннинских гор, вершины которых в зимнее время нередко заснежены. Географическое расположение сыграло ключевую роль в развитии Манчестера в эпоху промышленной революции. Расположение вблизи крупного морского порта и месторождений угля, а также наличие гидроэнергетических ресурсов сыграли ключевую роль в стремительном промышленном росте Манчестера в конце XVIII и в XIX веке.

Как и во многих других районах Англии, климат здесь умеренный морской, с теплыми зимами и прохладными летними месяцами. Определяющую роль в его формировании играют теплые воздушные массы, образующиеся над Гольфстримом. Средняя температура января: +3,1°С; средняя июльская температура: +15,8°С. Годовое количество осадков: 807 мм; распределение по сезонам относительно равномерное. Высокий уровень влажности благоприятствовал развитию текстильной отрасли. В самом городе снегопад представляет собой довольно редкое явление, но в Пеннинских горах снег выпадает значительно чаще, и некоторые шоссе, ведущие в Манчестер (А62, А57, М62), бывают перекрыты из-за снежных заносов. 

Следы доисторических стоянок и поселений первобытного человека на территории сегодняшнего Манчестера немногочисленны. Одними из важнейших, по мнению исследователей, являются следы земледельческого поселения в Оверсли-Фарм, существовавшего в эпоху неолита и, возможно, в бронзовом веке. В настоящее время они находятся под взлетно-посадочной полосой манчестерского аэропорта. К бронзовому веку также относятся несколько курганов, находящихся в этом районе. До прихода римлян эти земли населяло племя бригантов. В период римской оккупации на территории Манчестера находился форт Мамуциум (или Мамуций (Mamucium)), впоследствии давший название городу. По предположениям археологов, форт был построен в 79-м году н.э. в ходе очередной военной кампании Гнея Юлия Агриколы. Построенный из бревен и дерна форт первоначально предназначался для размещения одной из когорт римской армии. В 90-х годах I века земляной вал, окружавший крепость, был укреплен. В конце I – начале II века н.э. вокруг форта выросло небольшое поселение. Приблизительно в 140-м году Мамуциум был разрушен. В начале второго столетия поселение разрасталось, в середине века оно было покинуто и вновь заселено, после того как форт был отстроен заново в 160-м году. В районе поселения найдены алтари, посвященные Фортуне-охранительнице (Fortune the Preserver) и германским богам. 

Занимая участок площадью около 2 Га, заново отстроенный форт значительно превосходил своего предшественника. Приблизительно в 200 году каменные ворота пришли на смену деревянным, а стены получили каменную облицовку. О многочисленных производствах, находившихся в Мамуциуме, свидетельствуют следы печей и складских помещений. Мамуциум упоминается в Итинерарии Антонина (Antonine Itinerary), "путеводителе" по Римской империи, увидевшем свет в III веке н.э. Этот факт, наряду со следами ремонта зданий, свидетельствует о том, что в первой половине III века Мамуциум был все еще заселен. Поселение, окружавшее форт, опустело в середине века, небольшой гарнизон оставался в форте до начала следующего столетия. После ухода римлян центр поселения сместился в направлении места слияния Ирвела и Эрка. В период раннего средневековья земли, на которых располагался Манчестер, принадлежали нескольким королевствам. В конце VI и начале VII века к югу от Манчестера лежали земли Нортумбрии. По мнению исследователей, территории к северо-западу принадлежали бриттам, юго-западный район находился под властью датчан, еще несколько территорий принадлежало англам. В период с VI по Х век Нортумбрия, Уэссекс и Мерсия боролись за власть над северо-западными районами Англии. В 620 году Манчестер, возможно, был разграблен войсками нортумбрийского короля Эдвина, а в 870-м – датчанами. Упоминания о Манчестере, принадлежащем Нортумбрии, содержатся в Англосаксонских летописях. В древности манчестерский приход площадью превосходил одноименный современный округ. Возможно, этот приход был образован в англосаксонский период. В те времена на его землях находилось только две церкви, одна из которых стояла в Манчестере. В приходе насчитывалось около четырех десятков населенных пунктов, важнейшим из которых был Солфорд. 

После норманнского завоевания Манчестер вошел в состав области под названием сотня Солфордшир. В 1086 году эта область занимала территорию площадью 910 квадратных километров, на которой проживало около 3 000 человек. Перейдя во владение Роджера де Пуатвена, она была поделена на феоды. Де Пуатвен пожаловал титул баронов Манчестерских семье Грезль. 

Первым бароном Манчестерским стал Альбер де Грезль. Грезли жили за пределами своего поместья, в Манчестере интересы семьи представляли управляющие. В "Книге страшного суда" содержится упоминание о церкви Девы Марии и церкви Св. Михаила, которым принадлежало около 120 акров земли в Манчестере. Первая из них стояла на месте Манчестерского собора, вторая, возможно, располагалась в Эштон-андер-Лайне. Манчестерский приход был религиозным центром сотни Солфордшир. В Манчестере находился замок, обращенный к Ирвелу и Эрку и, по свидетельству современников, "не имевший ни политического, ни военного значения". К концу XIII века семья Грелли, владевшая этими землями, разрушила замок и построила на его месте укрепленную усадьбу, которая стала административным центром их поместья. Владельцам поместья принадлежала городская земля, а также мукомольная мельница, которой пользовались все арендаторы их земель. Центральная часть Манчестера располагалась вокруг усадьбы и церкви Девы Марии. Первым владельцем здешних земель, поселившимся в Манчестере, был Роберт Грелли. Его присутствие вызывало приток квалифицированных рабочих, в том числе каменщиков и плотников, занимавшихся строительством новой усадьбы. В начале XIII века Манчестер на время вышел из владений рода Грелли, вскоре после того как Роберт Грелли оказался в числе баронов, заставивших Иоанна Безземельного подписать Великую хартию вольностей. Грелли был отлучен от церкви, а его земли конфискованы. Однако после смерти Иоанна Безземельного в 1216 году Хьюберт де Бург, первый граф Кента, вернул Грелли конфискованные земли, действуя от имени короля Генриха III. 

В средние века Манчестер превратился в торговый город. Рынки проводились по субботам. В 1223-м Манчестер получил право на организацию ежегодной ярмарки, которая стала первой ярмаркой, проходившей в сотне Солфордшир, и четвертой в южном Ланкашире. В 1301 году городу была пожалована королевская грамота. 

Эрк и Ирвел в средние века входили в систему городских оборонительных сооружений, образуя водную преграду с двух сторон. Остальные участки периметра были защищены рвом длиной 410 метров и шириной до 37 метров, над которым был перекинут подвесной мост, служивший главным въездом и выездом из города. 

В XIV веке фламандские ткачи, обосновавшись в Манчестере, наладили выпуск льняной и шерстяной ткани, заложив традиции суконного производства. В 1422 году началось строительство соборной церкви, впоследствии преобразованной в Манчестерский собор. К началу XVI столетия торговля шерстяными тканями заняла ключевые позиции в местной экономике и стала залогом ее процветания. Манчестерский собор, завершенный в начале века, в годы Реформации стал протестантским. Импульс дальнейшему экономическому развитию Манчестера дало начало производства бумазейной ткани. В этот период численность городского населения значительно выросла благодаря новой волне фламандских эмигрантов, ускорившей развитие ткацкой отрасли. В XVII веке развитие текстильной промышленности и установление экономических связей с Лондоном способствовали превращению Манчестера в оплот пуританизма.

Во время гражданской войны город принял сторону Парламента. В 1642 году лорд Стрейндж предпринял попытку захватить военный склад ополченцев. Последовало вооруженное столкновение, по мнению ряда исследователей, ставшее началом гражданской войны. Также считается, что погибший в схватке ткач Ричард Персиваль открыл счет жертвам конфликта. Лорд Стрейндж осадил город, не имевший постоянных оборонительных сооружений. Когда защитники Манчестера оказали яростное сопротивление, Стрейндж понял, что эта задача не по силам его войскам, и, узнав о смерти своего отца, отступил. 

В середине XVII века Манчестер впервые получил представительство в Парламенте. Первым депутатом от города стал Чарльз Уорсли. В 1660 году в порядке возмездия за поддержку Парламента во время гражданской войны город был лишен представительства. Несмотря на внутриполитические проблемы, экономическое процветание Манчестера продолжалось. Часть горожан поддержала Славную революцию 1688 года. Недовольные священнослужителями соборной церкви, симпатизировавшими тори, они основали собственный храм — церковь Св. Анны. Освященная в 1712 году, она представляет собой великолепный образец григорианской церкви. Даниэль Дефо назвал Манчестер "самой огромной из английских деревень" – в это время поселение приближалось по размерам к крупному торговому городу, но не имело никаких органов местного самоуправления и целиком зависело от прихотей управляющего. В 1745 году, во время второго восстания якобитов армия принца Чарльза Эдварда Стюарта по дороге на Лондон вошла в Манчестер. К этому времени радикальный настрой горожан остался в прошлом, и якобитам удалось набрать достаточно новобранцев для того, чтобы сформировать "манчестерский полк". По мнению ряда исследователей, одна из причин крылась в отсутствии местного самоуправления, способного организовать сопротивление. Неподалеку от Дерби якобиты начали отступление. На обратном пути, когда войско Чарльза Эдварда Стюарта проходило Манчестер, отставшие солдаты были избиты толпой горожан. Из солдат "манчестерского полка" был сформирован гарнизон Карлайла, вскоре сдавшийся наступающим частям британской армии. 

Манчестер оставался преимущественно торговым городом до второй половины XVIII века. В конце столетия в текстильной отрасли произошла первая крупная рецессия. В 1797-м по городу прокатилась волна голодных бунтов. В 1799 году открылись бесплатные столовые для нуждающихся. В начале XIX века администрация Манчестера продолжала формироваться по средневековому образцу. В 1792 году для охраны порядка в ночное время был создан ночной дозор. В обязанности полицейской службы, несшей вахту, также входили строительство дорог, уборка и освещение улиц, содержание пожарных разъездов. В дневные часы охрана правопорядка находилась в ведении городского судьи (boroughreeve). 

В начале века Манчестер стал ареной гражданских волнений, связанных, отчасти, с отсутствием представительства в Парламенте. Летом 1819-го массовые акции протеста вылились в ожесточенные столкновения. 16 августа в городе начался митинг в поддержку парламентской реформы. С речью к собравшимся обратился харизматичный оратор по имени Генри Хант. Опасаясь, что присутствующие на митинге горожане — а таких, по разным оценкам, насчитывалось от 60 до 80 тысяч – перейдут к активным действиям, полицейские судьи приказали добровольческим кавалеристским частям из Манчестера и Солфорда проложить путь сквозь многотысячную толпу, чтобы арестовать Ханта и его сподвижников. Добровольцы были вооружены саблями. По свидетельствам очевидцев, многие из них были пьяны. Выйдя из себя, они начали набрасываться на горожан. Наблюдая за происходящим со стороны, судьи решили, что кавалеристы подверглись нападению агрессивно настроенной толпы, и направили им на помощь 15-ый гусарский полк. Вынув сабли из ножен, гусары разогнали толпу, в которой было много женщин и детей. В ходе столкновений 15 горожан было убито, более 600 ранено. В 1832 году, вскоре после проведения парламентской реформы представительство Манчестера в британском Парламенте было возобновлено. В 1837-м были созданы органы городского самоуправления. 

Начало промышленной революции стало временем радикальных изменений. Большое количество лощин в Пеннинских горах и влажный климат стали факторами, обусловившими повсеместное строительство бумагопрядилен, оборудование которых приводилось в движение с помощью гидроэнергии. Импорт хлопка, начавшийся в конце столетия, открыл путь революционным переменам в манчестерской экономике. Хлопок доставлялся из ливерпульского порта по Ирвелу и Мерси, русла обеих рек были приспособлены для судоходства еще в 1720 году. 

В Манчестере появились транзитные склады хлопка и пряжи, город стал торгово-складским центром растущей текстильной отрасли. Первая из манчестерских хлопкопрядильных фабрик была построена знаменитым изобретателем Ричардом Аркрайтом. Оборудование на этой фабрике приводила в движение паровая машина Ватта. Результатом стало строительство хлопкопрядильных фабрик по всему Манчестеру и в прилегающих районах. Наряду с фабриками строились белильни, красильни, а также предприятия смежных отраслей — мастерские и литейные цеха. В XIX веке Манчестер был центром текстильной промышленности Ланкашира, он получил шутливое название "Хлопкоград" (Cottonopolis). В 1826 году здесь открылся один из филиалов Банка Англии. 

Шло стремительное развитие транспортной системы. Повсеместное использование паровых машин привело к многократному увеличению спроса на уголь. Для удовлетворения этого спроса в середине XIX века был проложен Герцогский канал, также известный под названием канал Бриджуотер. Открытый в 1861 году, он соединил Манчестер с угольными шахтами Уорсли. Затем была сдана в эксплуатацию еще одна очередь, проложенная к устью Мерси. Вскоре выросла обширная сеть каналов, связавшая Манчестер со всеми районами Англии. 

Шло создание системы городского транспорта. Первые омнибусы появились на городских улицах в 1824-м. В 1830 году железнодорожное сообщение связало Манчестер с Ливерпулем. Открытие железнодорожной линии многократно сократило сроки доставки сырья на фабрики Манчестера и готовой продукции в порт Ливерпуля. Железная дорога также использовалась для пассажирских перевозок. К началу 1838-го было налажено железнодорожное сообщение с Бирмингемом и Лондоном, к началу 1841-го — с Гуллем. Во второй половине века на улицы Манчестера выехали первые конки. 

Промышленный рост вызвал быстрое увеличение численности населения. В Манчестер переезжали жители близлежащих районов и других регионов Англии. Среди иностранных трудовых мигрантов преобладали ирландцы, продовольственный кризис 1840-х годов резко увеличил их поток. Ирландские традиции сохранились и по сей день, в марте в Манчестере проводится парад, посвященный празднованию Дня святого Патрика. По некоторым подсчетам, до 35% жителей Манчестера и Солфорда ведут свой род от ирландских эмигрантов. В более поздний период в Манчестер прибыло большое число эмигрантов из стран центральной и восточной Европы, преимущественно евреев. Сегодня в городе проживают приблизительно 40 000 евреев. На территории Великобритании еврейская община Манчестера численностью уступает лишь лондонской. Немного позже в город стали прибывать эмигранты из Леванта, Германии, Италии. К концу XIX века местное население было разнородным по национальному составу – многообразие, способствовавшее развитию искусств и наук.

Промышленное развитие Манчестера вскоре сделалось притчей во языцех и привлекло внимание многих мыслителей Соединенного Королевства и континентальной Европы. Одним из них был британский премьер-министр Бенджамин Дизраэли, сравнивавший Манчестер с Афинами. В Англии говорили: "То, что Манчестер делает сегодня, остальной мир будет делать завтра". 

Экономический рост, вызванный подъемом текстильной отрасли, привел к расширению городских границ и росту конурбации. В 30-х и 40-х годах XVIII века открылись городские сады Белль Вю, зоопарк, городская библиотека и хлебная биржа. Шло развитие сферы науки и образования. Манчестерская академия, переехавшая в Йорк в 1803 году, вернулась в город в 1840-м. В 1824-м был основан Институт механики, на базе которого впоследствии был создан Университет манчестерского института науки и техники (UMIST). В середине века по завещанию торговца текстильными изделиями Джона Оуэнса был основан Колледж Оуэнса, в состав которого вошла Анатомическая школа Маунт-стрит. Основанная в 1814 году, Анатомическая школа была первым в Великобритании медицинским учебным заведением, находящимся за пределами Лондона, Оксфорда и Кембриджа. На базе Колледжа Оуэнса впоследствии был создан Манчестерский университет Виктории.

В 1814 году Роберт Ангус Смит, химик-аналитик Манчестерского королевского института, приступил к изучению не беспрецедентных проблем окружающей среды. Впоследствии он изобрел термин "кислотный дождь" и дал описание этого явления. Традиции реформаторства и политического радикализма, заложенные в начале столетия, получили развитие в 1842-м – 1844-м годах — в эти годы Фридрих Энгельс, поселившись в Манчестере, работал над книгой Положение рабочего класса в Англии, увидевшей свет в 1845 году. В июне 1868-го в городе прошел первый конгресс профсоюзов. С Манчестером связана история создания лейбористской партии, а также история движения суфражисток. 

В 1853-м Манчестер получил официальный статус города. В 1847 году был основан манчестерский диоцез англиканской церкви. В 1853-м в городе насчитывалось 108 хлопчатобумажных фабрик — максимальное число за всю историю местной текстильной отрасли. Однако вскоре произошли события, приведшие к резкому обвалу текстильного производства. Гражданская война, начавшаяся в Соединенных Штатах в 1861 году, немедленно вызвала перебои в поставках хлопка, которые погрузили весь регион в глубокий кризис, продолжавшийся до самого окончания конфликта. Золотой век в истории Манчестера, возможно, приходится на последнюю четверть XIX столетия. В это время в городе было построено множество административных и общественных зданий, вошедших в число важнейших историко-архитектурных памятников, среди них здание мэрии. В 1889 году Манчестер получил статус города-графства. 

Новый экономический спад начался в конце XIX века. Одним из факторов, усугублявших кризис, была зависимость транспортной системы от ливерпульского порта, установившего чрезмерно высокие сборы за пользование причалом и стоянку судов. Проблему решил Манчестерский канал, построенный при активной поддержке местного промышленника Даниэля Адамсона. Завершенный в 1894 году канал предоставил городским предприятиям прямой выход к морю, избавив их от необходимости перевозить продукцию по железной дороге и пользоваться портом Ливерпуля. Расположенный в 58 км от побережья манчестерский порт вышел на третье место в Великобритании по объему грузопотоков. Манчестерский судоходный канал открыл путь к городским причалам для океанских судов. В конце столетия в шести километрах к юго-западу от Манчестера был построен Траффорд-парк — первый в мире технопарк. В настоящее время Траффорд-парк входит в число местных туристских достопримечательностей. К 1900 году конурбация Манчестера с прилегающими районами стала одним из самых густонаселенных регионов на планете. 

В начале ХХ века в городе появились предприятия автомобилестроительной, химической и электротехнической промышленности. Свои производства здесь развернули крупные американские компании Ford Motor Company и Westinghouse Electric Corporation. В 1931-м численность населения перевалила за отметку 766 тысяч, достигнув, таким образом, самого высокого показателя за всю историю города. Годы депрессии стали периодом упадка традиционных отраслей городской экономики, прежде всего, текстильной промышленности. Хлопчатобумажные фабрики закрывались, уступив в конкурентной борьбе иностранным производителям. Во время Второй мировой войны промышленность Манчестера играла ключевую роль в работе британского ВПК. В городе располагались заводы компании Avro, в годы войны выпустившие множество боевых самолетов, самыми известными из которых были бомбардировщики Avro Lancaster. Предприятия оборонной промышленности сделали город мишенью авианалетов люфтваффе. Наиболее массированная бомбардировка шла в 1940 и 1941 годах. В ходе авиарейда, вошедшего в историю города под названием Рождественский блиц, была разрушена значительная часть исторического центра Манчестера, при этом серьезно пострадал кафедральный собор. 

Послевоенные десятилетия стали началом эры футбольной славы Манчестера. "Манчестер Юнайтед", основанный в 1878 году, стал одним из сильнейших футбольных клубов Великобритании и добился всемирной известности. Мюнхенская авиакатастрофа 1958 года, унесшая жизни восьми игроков, двух тренеров и секретаря клуба, не прервала восхождение "МЮ" к вершине британского футбольного Олимпа. Old Trafford, домашний стадион клуба, расположен в Траффорде, западном пригороде Манчестера. "Манчестер Сити" — другой манчестерский футбольный клуб, в настоящее время играющий в премьер-лиге. На счету этой команды, созданной в 1880 году, победы в Кубке Англии, Кубке Лиги и в Кубке обладателей кубков УЕФА. Домашний стадион клуба — City of Manchester. 

Кинокомпания Mancunian Films, основанная Джоном Блейкли в 1930 годах, в 1947-м открыла киностудии в Манчестере, и в последующие шесть лет выпустила несколько пользовавшихся успехом кинокартин. В 1954 году собственником студий стала компания ВВС. В период становления британского коммерческого телевещания неподалеку от Ирвела был построен студийный комплекс Granada Television. В 1950 – 1960 годах был выполнен ряд крупномасштабных градостроительных проектов. Был проведен снос кварталов, разрушенных в ходе авианалетов, на их месте выросли многоквартирные здания. Эти проекты, радикально изменившие облик Манчестера, впоследствии были признаны крайне неудачными. Некогда находившийся в авангарде промышленной революции Манчестер превратился в передовой опытно-конструкторский центр. Исследователи из Манчестерского университета стояли у истоков развития компьютерной техники. 

В 1974 году Манчестер был отделен от графства Ланкашир и получил статус округа в метропольном графстве Большой Манчестер. Диверсификация городской экономики помогла смягчить кризисные явления, связанные с окончательным упадком традиционных отраслей промышленности. Быстрый рост числа автовладельцев среди горожан привел к массовому переселению из центральных районов Манчестера в пригороды. К 1971 году численность населения сократилась до 543 900 человек, к 2001 – до 422 300. Годы правления Маргарет Тэтчер стали эпохой реструктуризации городской экономики. Экономический рост начался во второй половине 1980-х. Шутливое прозвище "Мэдчестер" и широкую популярность в музыкальных кругах Манчестер обрел благодаря местному звукозаписывающему лейблу Factory Records и ночному клубу Fac 51 Haçienda. В 1990-х "Мэдчестер" постепенно превратился в "Ганчестер". Своим новым прозвищем город был обязан всплеску вооруженной преступности среди молодежи, в частности, росту числа преступлений, совершенных с использованием огнестрельного оружия. 

15 июня 1996 года в одном из центральных районов города сработало взрывное устройство, заложенное боевиками Ирландской республиканской армии. К счастью, предупреждения, поступившие незадолго до взрыва, позволили властям эвакуировать всех, кто находился в предполагаемом районе поражения. В результате взрыва более 200 человек получили ранения, ни одно из которых не повлекло смерть, были разрушены ближайшие здания. По оценкам экспертов, взрывное устройство, приведенное в действие в Манчестере, на данный момент является самым мощным из взорванных террористами на территории Великобритании. В ходе реализации программы реконструкции городского центра в центральных кварталах Манчестера было построено несколько торгово-развлекательных комплексов, в том числе Printworks и Triangle. В сентябре 2006 завершилась реконструкция ТЦ Manchester Arndale, в результате которой Arndale стал крупнейшим моллом, расположенным в центральной части британского города. В 2002 в Манчестере прошли XVII Игры Содружества. Манчестер дважды подавал заявку на проведение Олимпийских игр. В 1996, когда выбор Международного Олимпийского комитета пал на Атланту, и в 2000-м, когда победителем стал Сидней. В 2004 году на базе Манчестерского университета Виктория и Университета манчестерского института науки и техники был создан Университет Манчестера, крупнейший из университетов Соединенного Королевства. В настоящее время здесь проходят обучение свыше 29 000 студентов. 

В 90-е годы прошлого века и в начале нового тысячелетия был выполнен ряд крупных градостроительных проектов. Часть зданий, построенных в черте города в 1960-х годах, пошла под снос, остальные прошли реконструкцию. Здания хлопчатобумажных фабрик и складов превратились в многоквартирные дома. В 2006 году было завершено строительство 47-этажной башни Beetham Tower, самого высокого из жилых домов на территории Великобритании (168 метров). 

Численность населения Манчестера составляет около 464 200 человек (2008). Городское население неоднородно по этническому составу. Представители титульной национальности составляют 69,1% (2007). Жителей Манчестера называют манкунианцами (субстантивированное употребление прилагательного mancunian — "манчестерский"). Доля населения трудоспособного возраста (мужчины от 16 до 64 лет; женщины от 16 до 59 лет) составляет 69% от общей численности населения. Доля экономически активного населения: 67% жителей трудоспособного возраста. Средняя величина доходов на территории Манчестера (2008 год; полная занятость): 514 фунт в неделю. Часть местных жителей трудоустроена в соседних городах. Средняя величина доходов жителя Манчестера: 448 фунтов в неделю. Средний размер почасовой оплаты труда: 12 фунтов. Основообразующую роль в местной экономике играет сектор услуг. На долю государственных и местных органов управления, образовательных учреждений, ЛПУ, торгово-розничных предприятий, объектов размещения, транспортных компаний, предприятий общественного питания, инвестиционно-финансовых компаний и банков приходится, в общей сложности, 93,4% от общего числа рабочих мест; на долю производственного сектора и строительства — 4,5% и 2% рабочих мест (2007 год). 8,2% рабочих мест приходится на долю туриндустрии и смежных отраслей. По количеству иностранных туристов Манчестер удерживает третье место в Соединенном Королевстве. 

В центральной части города находится пешеходная торговая улица Маркет-стрит, якорями которой являются ТЦ Manchester Arndale и универмаг Debenhams. В центре Манчестера также находится несколько небольших ТЦ верхнего ценового сегмента и множество бутиков. Здесь представлены розничные сети Harvey Nichols, Marks and Spencer и Selfridges. В число других торговых районов входят улица Кинг-стрит и площадь Иксчейндж-сквер. 

По территории Манчестера и соседних районов пролегают автострада А6, шоссе М56, М60 (кольцевая автомагистраль), М602. А6 — одна из важных транспортных артерий, пересекающая Англию с севера на юг и ведущая из Лютона (Бедфордшир) в Карлайл (Камбрия). М56 проходит по территории Большого Манчестера и Чешира, обеспечивает сообщение с аэропортом. Из международного аэропорта Манчестера воздушные суда выполняют регулярные рейсы в различные регионы США, Канады, на карибские курорты, в ОАЭ, Сингапур и множество других уголков планеты. Манчестерский аэропорт находится на четвертом месте в Соединенном Королевстве по величине пассажиропотока, уступая лишь Хитроу, Гэтвику и Стэнстеду. В 1993 году железнодорожное сообщение соединило аэропорт с Манчестером, Йорком, Донкастером, Шеффилдом и Блэкпулом, Скегнессом и Дерби. Установлено скоростное железнодорожное сообщение с Лондоном (средняя продолжительность поездки: 2 часа 15 минут). Пассажирское сообщение также связывает Манчестер с Ливерпулем, Болтоном, Престоном, Саутпортом. Честером, Бирмингемом, Редингом, Шеффилом, Ноттингемом, Нориджем, Лидсом, Блэкпулом и множеством других британских городов. Для доставки жителей пригородов к местам работы используется разветвленная система пригородного железнодорожного сообщения.

Основные виды городского общественного транспорта — автобус и трамвай. Трамвайная система Манчестера носит название Metrolink. Первые конки появились на городских улицах в 1877 году, а в 1901-м им на смену пришли электрические трамваи. Сегодняшний объем пассажироперевозок: 20 млн. человек в год. В рамках борьбы с заторами было построено несколько перехватывающих парковок, рассматриваются различные варианты введения платного проезда в центр города по будням. Манчестерские каналы в наши дни используются, преимущественно, экскурсионными судами. 

Попытки строительства метрополитена, предпринятые в Манчестере в 70-х годах прошлого века, потерпели фиаско, причинами которого, по официальным сообщениям, стали высокая стоимость работ и множество подземных препятствий. По мнению некоторых наблюдателей, препятствиями, затруднившими работу проходчиков, были многочисленные подземные туннели и бункеры, построенные под Манчестером на случай конфликтов с использованием ядерного оружия. 

Историко-архитектурные памятники: кафедральный собор, хлебная биржа, гостиница Midland, Палас Отель, гостиница Britannia, библиотека Джона Райландса, центральная городская библиотека на пл. Св. Петра, Бриджуотер-Холл, станция Виктория, офисное здание Sunlight House, ратуша, Королевская биржа, архитектурные ансамбли площади Шэмблз-Сквер и площади Св. Анны. Другие туристские объекты: музей футбольного клуба "Манчестер Юнайтед" на стадионе Old Trafford, конгрессный центр Manchester Central, городская галерея живописи, музей науки и промышленности, музей социальной и политической истории, манчестерский еврейский музей, музей транспорта, центр живописи Лоури на набережной Солфорда, выставочный центр Urbis.



 
Ливерпуль
Рассказы о Британии
Самая большая опасность для велосипедиста — это левый поворот. Водители не обращают на тебя никакого внимания, если хотят повернуть налево...
Для британской молодежи скейтбординг стал по-настоящему стилем жизни. Товары в лондонских скейтшопах, как и в наших отечественных магазинах не залеживаются.

В 1846 году лондонец Чарльз Пирсон представил королевской комиссии железных дорог проект нового вида транспорта - подземной железной дороги.




 


Москва+7 495 37-47-356
Питер+7 812 493-35-34
Екатеринбург
+7 343 385-10-05
mail@londonmania.ru
 
 

Реклама на сайте

© Londonmania.ru 2007-2024



Создание сайта