Ливерпуль-Стрит (Liverpool Street)
Одна из крупнейших лондонских станций — Liverpool Street (Ливерпуль-Стрит), известная также как London Liverpool Street (Лондон Ливерпуль-Стрит), расположена в северо-восточной части английской столицы и связана со станцией метрополитена. Ливерпуль-Стрит является южным терминалом Great Eastern Main Line (Грейт Истерн Мэйн Лайн), главным пунктом отправления составов на Восток Англии и одной из главных служб, обслуживающих отдельные районы Эссека и Восточного Лондона: таких как Витем, Чельмсфорд, Брайнтри, Клектон-Он-Си и Хардвик. Со станции отправляются поезда Stansted Express (Стенстид Экспресс) в аэропорт London Stansted (Лондон Стенстид). London Liverpool Street считается одной из наиболее загруженных станций Великобритании, занимая третью позицию в Лондоне (после Виктории и Ватерлоо), обслуживая 123 миллиона пассажиров ежегодно. Станция находится под управлением компании Network Rail. Имеются выходы на Bishopsgate (Бишопсгейт), Broadgate (Броудгейт) и Ливерпуль-Стрит. Расположена станция в Зоне 1.
Места назначения и направления.
Liverpool Street обслуживает находящиеся на востоке Англии станции. В их числе Cambridge (Кембридж), Lowestoft (Лауэстофт), Chelmsford (Чельмсфорд), Great Yarmouth (Грейт-Ярмус), Norwich (Норвик), Ipswich (Ипвик), Clacton-on-Sea (Клактон-он-Си), Braintree (Брентри), Southend-on-Sea (Саусенд-он-Си), Colchester (Кольчестер) Stansted Airport (Аэропорт Стенстид) и Harwich (порт Харвик). Также Ливерпуль-Стрит обслуживает ряд пригородных станций северо-востока Лондона, Хертфордшира и Эссека. Ежедневно отправляются экспрессы из Хардвика в Хоек Фан Холланд, образуя Dutchflyer service (Датчфлайер сервис). В Ливерпуль со станции Ливерпуль-Стрит рейсы не идут, для данного города Эустон — лишь лондонский терминал.
Практически все рейсы, отправляющиеся с Liverpool Street, обслуживаются компанией National Express East Anglia. Данная компания работает с пригородными и местными рейсами, на линиях West Anglia (Вест-Англия) и Great Eastern (Грейт Истерн), экспресс-сервисами Ипсвик, Норвик и Кольчестер, а также локальными региональными службами в East Anglia. Эти пути зачастую вместе называют Большой Английской сетью (Greater Anglia network). Две вечерних рейса, отправляющихся по выходным дням в Баркинг, обслуживаются компанией c2c. Остальные рейсы данной компании отправляются с Фенчерч-Стрит, однако Liverpool Street также используется в периоды проведения ремонтных работ.
Обе компании (National Express East Anglia и с2с) являются собственностью National Express Group (Нейшнал Экспресс Групп).
Из истории станции.
Построенная на месте бывшего Королевского Госпиталя Bethlem Royal Hospital и открытая 2 февраля 1874 года компанией Great Eastern Railway, в полную силу станция Liverpool Street (Ливерпуль-Стрит) заработала с 1 ноября 1875 года. С того времени терминал Бишопсгейт (Bishopsgate) стал закрытым для пассажиров. Он вновь открылся в качестве товарной станции в 1881 году, однако во время пожара в декабре 1964 года был разрушен. На этом месте сегодня проводятся реконструкционные работы по сооружению станции на наземной линии метро East London (Ист-Лондон).
Новый проект станции претворен в жизнь компанией John Mowlem & Co по эскизу инженера Эдварда Вильсона, на месте стоявшего там ранее Bethlem Royal Hospital (Королевского Госпиталя Бетлем). Компанией Джона Моулема (John Mowlem & Co) также созданы стены Грейт Истерн Отеля, по проекту братьев Барри (Чарльза Барри и Эдуарда Миддльтона Барри).
Название станции Liverpool Street происходит от названия одноименной улицы, носящей почетное имя Лорда Ливерпуля – британского Премьер-министра. Именно при нем была построена данная часть Лондона.
Станция оказалась построенной ближе к центру, нежели предыдущая Eastern Counties Railway (Истерн Каунтис Рейлвей), открытая в 1840 году в районе Shoreditch (Шоредитч). В 1846 году станция переименовывается в Bishopsgate (Бишопсгейт). Строительство оказалось чрезвычайно дорогостоящим, так как пришлось прибегнуть к переселению множества людей. Идея связать линии Great Eastern Railway с линиями Metropolitan Railway не оправдала себя. В результате линия не пользовалась достаточным спросом, а вскоре была заброшена. За нею следом ушли под землю и пути Great Eastern Railway с востока Бишопсгейт, что привело к значительному отклонению от станции. Председательствующий в 1870 году в компании Great Eastern (Грейт Истерн) Лорд Солсбери отметил, что данный проект был одной из самых больших ошибок, допущенных в железнодорожном строительстве.
Во время Первой Мировой войны станция первой попала под немецкую бомбардировку. В мае 1917 года, во время бомбардировки на станцию было сброшено порядка тысячи фунтов бомб, что привело к гибели 162 человек. Во Вторую Мировую Войну одна из бомб вдребезги разбила стеклянную крышу Бишопсгейт.
В конце 30-х годов XX столетия множество еврейских детей-беженцев осело на Ливерпуль-Стрит, как часть программы Kindertransport (Киндертранспорт). В сентябре 2003 года на станции установлен проект архитектора Флора Кента — композиция Für Das Kind Kindertransport в виде стеклянного контейнера с оригинальными объектами и скульптурой девочки, спасенной сэром Николасом Винтоном. Вследствие допущенных ошибок в содержании и уходе, коллекция Für Das Kind была перенесена в Имперский Военный Музей.
Крупная реконструкция станции Liverpool Street была осуществлена в 1985-1992 гг. В результате все ее платформы перенесены в одно место. Было построено подземное офисное помещение. При этом были сохранены оригинальный фасад, памятники умершим во время Великой Войны рабочим Great Eastern Railway и викторианские чугунные столбы. В это же время была закрыта близлежащая станция Broad Street (Броуд-Стрит), где в последующем построена Broadgate (Броудгейт).
Станция Liverpool Street официально открыта в 1991 году Королевой Элизабет II. Над главным вестибюлем вокзала тогда было подвешено огромное механическое табло с расписаниями поездов, обошедшееся в круглую сумму. Вследствие технических проблем, немало времени прошло, прежде чем оно заработало. В сентябре 2007 года его все же сняли и заменили на электрическое.
Грейт Истерн Отель реконструирован в 1997-1999 годы и открыт как бутик. Он вместил в себе три ресторана: «Фишмаркет», «Аврора» и «Терминус». Первые два относятся к категории дорогих, рассчитанных на бизнесменов. «Терминус» рассчитан на городских рабочих и средний класс. Также в комплексе расположены два паба и суши-бар.
Фантастика
После атаки террористов 11 сентября 2001 г. был снят документальный фильм о том, как террористы могут обнаружить уязвимые места в Лондоне и Ливерпуль-Стрит дважды была названа одним из таких мест. Лондон Под Атакой (London Under Attack), первая программа ВВС из серии Одна Панорама (One Panorama), показанная в мае 2004 г., рассказала о грузовике с хлором, взорвавшемся на перекрестке Шоредитч-Хай-Стрит (Shoreditch High Street) и Коммершиал-Стрит (Commercial Street), на севере от станции Ливерпуль-Стрит. Газовое облако повисло над станцией и убило 3,000 человек. Британское Правительство объявило программу «безответственной и паникерской». Руководство ВВС, в свою очередь, заявило о том, что фильм основан на реальных фактах, что Ливерпуль-Стрит находится в стратегическим важном районе – между Центром Лондона и Ист-Енд. Второй программой стала драма Грязная Война (Dirty War), автором которой также стал телеканал ВВС. Она была впервые показана в октябре 2004 г., когда террористы-смертники взорвали «грязную бомбу» рядом со станцией метро, убив 200 человек и заставив покинуть зону на 30 лет. Программа рассказывает о том, как постепенно оживала эта зона.
В фантастической новелле Анди МакНабса Темная Зима (Dark Winter) станция становится целью подобной же атаки.
В детской книге Грушема Грейнджа, выпущенной в 1988 г. главного героя отправляют с Ливерпуль-Стрит на ферму.
Станция Ливерпуль-Стрит – одна из четырех железнодорожных станций, где происходит действие лондонской игры Монополия.
Крепость ЦРУ находится на Олд-Броуд-Стрит (Old Broad Street) рядом со входом на станцию Ливерпуль-Стрит в фильме Миссия: Невыполнимо (Mission: Impossible). Главный герой фильма, которого играет Том Круз, выбегает из крепости в главный вестибюль вокзала, чтобы воспользоваться таксофоном, висящим под двойным пролетом (сейчас его уже сняли). Также из окна крепости можно наблюдать за пассажирами.
В серии Алекс Ридер (Alex Rider) писателя Антони Хоровитца штаб MI6 расположен рядом со станцией Ливерпуль-Стрит
В фильме Штормбрейкер (Stormbreaker) главный герой бежит через станцию, чтобы найти фото киоск, сразу после чего он должен быть перенесен в MI6.
Станция Ливерпуль-Стрит в 1993 году стала лондонским близнецом Амстердамской Центральной Станции.