Аэропорт Станстед (Stansted Airport)
Лондонский Аэропорт Станстед (ИАТА: STN, ИКАО: EGSS) — пассажирский аэропорт, расположенный в Аттлсфорд Дистрикт (Uttlesford District) в английской провинции Эссекс, в 48 км (30 миль) на северо-востоке от центра Лондона. Находится в 2.5 морских милях (4.6 км; 2.9 мили) на северо-востоке от Бишопс Стортфорд (Bishop\'s Stortford) и в 6 милях (9.7 км) от Харлоу.
Станстед — центр множества крупных европейских бюджетных компаний. Это третий аэропорт в Великобритании по числу пассажиров и третий в лондонской области после Хитроу и Гатвика; это один из пяти лондонских международных аэропортов наряду с Лютоном (Luton) и Лондон-Сити (London City). ВАА владеет и управляет Станстедом, сама компания входит в международный консорциум под руководством Испанской Железнодорожной Группы (Spanish Ferrovial Group).
Обзор
Станстед — один из главных пассажирских терминалов, терминал для частных самолетов и для грузовых. Существует три зала, откуда ведут дороги в сторону отправления, две из них — к главному терминалу по воздушному мосту, третья — к Транзитной Системе Аэропорт Станстеда (Stansted Airport Transit System). Среди удобств внутри терминала — несколько обменных пунктов, багажная служба, магазины, рестораны и бары, а также доступ к интернету. Также внутри терминала можно взять такси или машину на прокат.
Здание терминала было выполнено Фостер Ассошиейтс (Foster Associates) и имело «плавающую» крышу, опиравшуюся на каркас в виде перевернутой пирамиды, создавая впечатление лебедя в полете. Структура опирается на «полезные столбы», снабженные непрямым освещением, здесь также расположены кондиционеры для воздуха, вода, телекоммуникации и электрические розетки. Аэропорт устроен так, чтобы обеспечить свободное передвижение пассажиров, он оснащен машинным парком, откуда можно пройти на регистрацию и через систему безопасности к выходу на взлетные полосы.
В 1997-2007 гг. Станстед пережил резкое увеличение числа пассажиров на бюджетных рейсах, перевезя 24 миллиона пассажиров за 12 месяцев к октябрю 2007 г., но с тех пор эта цифра стала уменьшаться.
История
Вторая Мировая Война
Во время Второй Мировой Войны ВПП использовались Королевскими Воздушными Силами (Royal Air Force) и Американской Воздушной Армией (United States Army Air Force) для тренировки бомбардировщиков и склада вооружений. Хотя официальное название звучало как «Станстед Маунтфитчет», база называлась просто как Станстед, причем как в письменной, так и в устной форме.
Станция была первой базой USAAF Английские Воздушные Силы (USAAF Eighth Air Force) в августе 1942 г. как бомбардировочная площадка. Код станции USAAF был 169. Позже, в октябре, Станстед был выбран в качестве базы для 9-ой Воздушной Армии Мартин (9th Air Force Martin) бомбардировщиков В-26 Мараудер (B-26 Marauder). Конструкция была сооружена при помощи Армии США 817, 825 и 850 Инженерными Батальонами и стала полноценным взлетно-посадочным полем к середине 1943г.
344 Бомбардировочная Группа
Станстед был официально открыт 7 августа 1943 г., когда 30-ая Воздушная Восковая Часть расположилась здесь на постоянной основе. Воздушно-посадочное поле было официально передано Девятым Французским Вооруженным Силам (Ninth Air Force) 16 октября. 344-ая Бомбардировочная Группа прибыла в Станстед 8 февраля 1944г. из-за Воздушно-посадочного Поля в Грузии с двухмоторными В-26 Мараудер (B-26 Marauder). Коды эскадронов — 494-ой (K9), 495-ой (Y5), 496-ой (N3), и 497-ой (7I).
344-ая Бомбардировочная Группа начала работу в марте 1944 г. как взлетно-посадочное поле, ракетная база, пожарная станция, база для подводных лодок, береговая защита и для других целей в оккупированной Германией Франции, Бельгии и Нидерландах. Начав с мая, 344-ая помогла при освобождении, разрушив несколько важнейших мостов во Франции.
344-ая Бомбардировочная Группа был вызвана, чтобы возглавить IX Бомбардировочную Команду, сформированную в Д-День (D-Day), когда первый самолет в 04:12 атаковал береговые барьеры в Чербурге. В конце июня она приняла участие во время захвата Иберийского Полуострова.
Также она защищала позиции, помогая британской армии в области Каен, и получила право на свободные действия против врага в течение трех дней в конце июля, когда группа атаковала скопления войск, продовольственные склады, мост и железнодорожный мост, с помощью которого войска добрались до Сент-Ло.
30 сентября 344-ая передвинулась на территорию Адвансд Ландинг Граунд (Advanced Landing Ground) в Кормейес-на-Вексин (Cormeilles-en-Vexin) во Франции. Группа Станстеда выполнила 100 миссий и потеряла 26 самолетов.
Второй Тактический Воздушный Склад
Будучи действующей бомбардировочной базой, воздушно-посадочное поле в Станстеде стало продовольственным и военным складом, снабженным модификациями самолета В-26. После Д-Дня эта активность была перенесена во Францию, но база по-прежнему использовалась как продовольственный склад для поддержки самолетов на континенте.
Послевоенное использование
После выезда американцев 12 августа 1945 г. Станстед был передан под контроль Воздушного Министерства (Air Ministry) и использовался 263-ей Армией в качестве склада. Кроме того, в марте 1946 – августе 1947 гг. в Станстеде базировались немецкие Воздушные Силы. В конце концов, Министерство Гражданской Авиации (The Ministry of Civil Aviation) взяло контроль над Станстедом в свои руки в 1949 г., но в 1954 г. сюда вернулась американская армия, чтобы удлинить ВПП для возможной базы НАТО. НАТО так никогда и не была перенесена, и аэропорт перешел в гражданское пользование в 1957 г., оказавшись под контролем ВАА в 1966 г. В 1960-х, 70-х и в начале 80-х гг. Пожарная Тренировочная Школа (Fire Service Training School/FSTS) располагалась на востоке взлетно-посадочного поля под руководством Министерства Транспорта Гражданской Авиации (Ministry of Transport and Civil Aviation), сегодня Управления Гражданской Авиации (Civil Aviation Authority). Школа отвечала за тренировку всех Авиационных Пожарных Команд (Aviation Fire Crews) для вооруженных сил Великобритании, а также для других приморских стран.
Коммерческая деятельность
Начиная с 1966 г., когда Станстед перешел под контроль ВАА, аэропорт использовался для праздничных чартерных рейсов для тех, кто хотел избежать дорогих билетов в Хитроу и в Гатвике. Однако сначала ВАА и Британское правительство планировали превратить Станстед в третий лондонский аэропорт, чтобы избежать чрезвычайного переполнения в будущем. Первый терминал аэропорта был открыт в 1969 г. и был расширен в следующем году, чтобы справиться с возрастающим числом пассажиров.
В 1984 г. правительство одобрило план расширения Станстеда в две фазы, причем оно коснулось как взлетно-посадочного поля и улучшений в терминале, который повысили вместимость аэропорта до 15 миллионов пассажиров в год. Построение современного терминала началось в 1988 г. и было завершено в марте 1991 г. и декорировано по проекту Сэра Нормана Фостера.
Дальние поездки стали реальностью в начале 1990-х гг., когда Американские Авиалинии стали обслуживать трансатлантические рейсы между Станстедом и Чикаго. Однако, это оказалось неприбыльным и рейсы были отменены. Континентальные Авиалинии (Continental Airlines) также начали запускать рейсы в конце 1990-х гг. из Неварка при помощи Боинга 757-200, но вскоре эти рейсы также были отменены после 11 сентября 2001г. Первые регулярные дальние рейсы из Станстеда были запущены израильской компанией Эль Альс Флайтс (El Al\'s flights) между Станстедом и Тель-Авивом, в последствие эти рейсы стали отправляться и из Хитроу. Эти рейсы стали обслуживаться другой израильской авиакомпанией, Израир Эйрлайнс (Israir Airlines).
Дальние рейс в США вернулись в конце 2005 г., когда Эос Эйрлайнс (Eos Airlines) и МАКСджет Эйрвейс (MAXjet Airways) начали обслуживать все рейсы бизнес-класса из Станстеда в Нью-Йорк- JFK, ЭОС использовала Боинг 757-200 и МАКСджет — 767-200. В 2006 г. МАКСджет расширил свои маршруты с рейсами в Вашингтон DC, Лас-Вегас и Лос-Анджелес. Американские Авиалинии (American Airlines) начали ежедневные рейсы в Станстед в октябре 2007 г. из аэропорта Нью-Йорк- JFK и первоначально намеревались запустить вторые полеты в апреле 2008 г. Однако все три компании США снова прекратили свое действие. МАКСджет Эйрвейс (MAXjet Airways) прекратили рейсы 24 декабря 2007 г., в апреле 2008 г. компания Эос Эйрлайнс (Eos Airlines) заявила о банкротстве и прекратила все рейсы. Наконец, в июле 2008 г. Американ Эйрлайнс (American Airlines) прекратили рейсы из аэропорта, прекратив тем самым трансатлантические рейсы из Станстеда.
Станстед также имел регулярные и чартерные рейсы в Торонто, Монреаль и Ванкувер, но и они были прекращены.
Рейсы дальнего следования в Азию начались в марте 2009 г. благодаря малазийским бюджетным авиалиниям Эйр Азия Х (Air Asia X), обеспечивая прямые рейсы в Куала-Лумпур, использую арендованные Аэробусы А340-300 (Airbus A340-300).
Пакистанские Международные Авиалинии (Pakistan International Airlines) планируют представить новые рейсы из Станстеда в Исламабад, Лахоре и Дубай 29 марта 2009 г., расписание уже выложено на сайте аэропорта Станстед. Рейсы в Исламабад и Лахоре будут останавливаться в Дубае, чтобы высадить пассажиров и продолжить путешествие в Пакистан. (Именно благодаря Дубаю он был включен в расписание.)
Будущее расширение
Максимальная вместимость аэропорта — 25 миллионов пассажиров в год согласно рекомендациям справочного бюро в 1984 г., недавно подтвержденным Правительством. В ноябре 2006 г. совет Аттлсфорд Дистрикт (Uttlesford district) отказался от предложения компании ВАА, планировавшей увеличить максимальное число авиарейсов и убрать в принципе максимальное число пассажиров в год. ВАА немедленно оспорила это решение и действие рекомендации продолжалось с мая по октябрь 2007г. Инспектор Алан Бойланд дал собственную рекомендацию в январе 2008г. Эти рекомендации были подтверждены Государственным Секретарем по Транспорту (Secretary of State for Transport) Джеффом Хуном и Государственным Секретарем Местного Управления и Общественных Служб (Secretary of State for Communities and Local Government) Хазелом Блеарсем, которые совместно одобрили Апелляцию просителя в октябре 2008г. Совет Провинции Эссекс может оспорить это решение, т.к. министры обошли рекомендацию по максимальному числу рейсов рано утром и поздно вечером.
11 марта 2008 г. ВАА подтвердила свой план по конструкции второй ВПП и нового терминала согласно рекомендациям, описанным в 2003 г. в Белой Бумаге Воздушного Транспорта (Air Transport White Paper). Этот проект также предмет для публичного рассмотрения, однако если он будет одобрен, то ВПП будет открыта в 2015 г. и позволит Станстеду обслуживать больше пассажиров, чем Хитроу. Будущее расширение не соответствует действующим правилам, т.к. для его реализации придется снести 18 уже существующих зданий.
В апреле 2007 г. реализация большой программы по расширению существующего терминала уже была начата. Работы по расширению площади на 5,900 квадратных метров в самом разгаре, они дадут место для добавочных багажных лент, больше пространства для иммиграционного и паспортного контроля и большого холла для прибывающих с бóльшими удобствами.
Группа Стоп Расширению Станстеда (Stop Stansted Expansion), основанная в 2002 г. как часть Северо-Западного Эссекса (North West Essex) и Ассоциации Ист-Хертс Пресервейшн (East Herts Preservation), проводит активные кампании в знак протеста дальнейшему расширению аэропорта.
ИЗ СТЭНСТЕД ДО ЛОНДОНА
Stansted Express (поезд Стэнстед эквпресс)
- Отправляется каждые 15-30 минут, идет до станций Liverpool Street и Tottenham Hale
- Время в пути: 45 мин
- Стоимость: в одну сторону £14.50, туда и обратно £23.50
Такси
- Перевозчик: Checkers Cars
- Время: 90 мин
- Стоимость: около £80.00 (плюс £5.00 congestion chargе, если вы едите в зону, где действует congestion chargе; на выходных congestion chargе – не действует)
Автобус Terravision
- Отходит от станций Victoria и Liverpool Street
- Время в пути: 75 мин
- Стоимость: в одну сторону £8.00, туда и обратно £14.00 (билет обычно покупают онлайн или в кассе, хотя я также платила прямо на месте в автобусе)