Театральный фестиваль «Фриндж» 2010
В столице Шотландии Эдинбурге открылся 64-й фестиваль искусств «Фриндж», считающийся самой большой в мире демонстрационной площадкой современного театра.
На протяжении трех недель на 250 сценах в Эдинбургае выступят около 21 тысячи артистов.
Появившись как неформальная ветвь более традиционного Международного фестиваля искусств в Эдинбурге, «Фриндж» сейчас является крупнейшим мероприятием своего направления.
В этом году зрителей зазывают на 2,5 тысячи самых разных представлений — это на 300 больше, чем год назад.
На стыке жанровНа «Фриндж», как всегда, съехались артисты экспериментального театра, музыки неожиданных направлений, циркачи-самоучки и юмористы разговорного жанра, который сейчас во многих странах мира — по примеру английского языка — называют стендап-комеди.
Один из коллективов — российская труппа современного танца Kro.Me.Slow, которая в этом году дебютирует на фестивале с новым спектаклем «Бессонница».
«Мы считаем себя экспериментальной труппой, — говорит художественный руководитель Варвара Сазонова. — Мы работаем на стыке драмы, пластики и танца. И «Фриндж» — это фестиваль, где много именно экспериментальных трупп».
Варвара объясняет, что ее и ее единомышленников привлекает «возможность рассказать историю» на языке пластики: «Пластика дает возможность интернационального разговора. Поскольку здесь нет слов: язык движений понятен человеку, говорящему на любом языке».
Показать себяПо словам Варвары Сазоновой, главная цель поездки Kro.Me.Slow в Эдинбург — понять, интересен ли их стиль международной аудитории.
Но для большинства артистов «Фриндж» — это, в первую очередь, уникальная возможность оказаться замеченными, давая по нескольку представлений в день, включая бесплатные уличные.
«Основной смысл — завести знакомства, заручиться связями и открыть для себя новые возможности», — говорит Ник Дудсон из а капелла-хора Magnets, для которого этот год в Эдинбурге – уже пятый.
«Фриндж» считают идеальным местом для дебютов и проверки нового материала, поскольку здешняя публика знаменита своей открытостью и терпением.
Те, кто приезжают в Эдинбург, на время фестиваля обычно ставят себе задачу посещать по три-четыре выступления в день, зачастую даже не заглядывая в афишу или в интернет, чтобы узнать подробности о выбранных ими артистах.
Элемент случайностиНо даже в таких «тепличных» условиях бывает очень трудно достойно выдержать конкуренцию.
Австралийский юморист Адам Хилл — завсегдатай «Фринджа» с 13-летним стажем — так вспоминает свой первый год: «Мои родители прилетели из Австралии, чтобы засвидетельствовать первый опыт сына на фестивале «Фриндж». И в тот день, когда они пришли на меня посмотреть, в зале было 7 человек, включая их самих».
Однако для некоторых участников фестиваля 7 человек в зале — уже огромный успех. Причем бывает так, что и не всегда заслуженный.
«Давайте смотреть на вещи трезво, — предлагает известный британский актер и юморист Алистер Макгоуэн. — Да, некоторые шоу, увиденные здесь, вы никогда не забудете — в самом хорошем смысле. Но в то же время я скорблю по многим мучительным часам моей жизни, проведенным в здешних театрах. Как бы я хотел вернуть их назад».