SIS — Секретная служба
Как королевская служба английская разведка начала складываться еще в период становления Британской империи? Ее создание было обусловлено, прежде всего, потребностями государственной колониальной внешней политики важнейшей торговой и морской державы Европы.
В марте 1909 г. премьер-министр Великобритании рекомендовал Комитету обороны империи обратить особое внимание на угрозу, исходящую от разведки Германии, и соответственно реорганизовать национальную спецслужбу. На основании рекомендаций премьера были подготовлены инструкции по созданию Бюро секретных служб при Иностранном департаменте Комитета обороны империи, датой основания которого стало 1 октября
Непосредственными основателями нового ведомства были капитан Вернон Келл и легендарный одноногий моряк капитан Мэнсфилд Камминг. Последний и стал руководителем Иностранного отдела Бюро секретных служб. Так в те годы называлась прародительница современных западных разведывательных служб. В честь Камминга всех последующих директоров британской разведки в переписке и беседах стали сокращенно именовать «С».
Так, на волне страхов перед лицом немецкой агрессии была создана специальная разведывательная служба, которая стала основой для будущей Сикрет интеллидженс сервис. Первоначально она получила сокращенное название МИ-1с. После первой мировой войны это ведомство сменило индекс на МИ-6. Перед новой организацией была поставлена цель: «осуществление позитивной разведывательной деятельности», что означало сбор и анализ информации. После этого главными функциями МИ-6 стали добывание секретной информации по военным, политическим, экономическим, научно-техническим и другим проблемам, представляющим государственный интерес, а также проведение тайных операций по оказанию выгодного для Великобритании влияния на внешнюю и внутреннюю политику других стран. Эта организация в целях прикрытия традиционно находилась в структуре Министерства иностранных дел и по делам Содружества (Форин оффис).
Наиболее сильное влияние на становление британской спецслужбы, несомненно, оказал Уинстон Черчилль, который стал премьер-министром в 1940 г. К этому времени он уже обладал большим опытом в политике, военных и военно-морских вопросах. После окончания Королевского военного колледжа в Сандхерсте в 1885 г. он успел пройти службу в армии, был военным корреспондентом, членом парламента, позже — министром военного снабжения, военным министром, министром авиации, а также министром колоний.
Секретная разведывательная службаСекретная разведывательная служба, действовавшая в рамках Форин оффиса, была полностью законспирирована. Она была известна определенному кругу лиц как 6-й отдел военной разведки (МИ-6). Одной из причин того, что в Великобритании долгое время скрывался сам факт существования МИ-6, являлась естественная щепетильность вопроса дипломатической «крыши» для шпионов.
Современная служба британской разведки представлена пятью директоратами или управлениями, главное из которых — оперативное.
Управление оперативной работы осуществляет руководство деятельностью всех заграничных и «лондонских» резидентур. Его структура построена по регионально-географическому принципу. Основными направлениями в деятельности управления являются сбор информации, касающейся внешней и внутренней политики иностранных государств, включая сведения экономического характера; военных доктрин и строительства вооруженных сил иностранных государств; терроризма и международной организованной преступности, в частности маршрутов нелегальной доставки наркотиков и практики легализации «грязных денег».
В своей деятельности управление руководствуется заданиями правительства и Объединенного разведывательного комитета при кабинете министров. Оно оказывает содействие проведению внешнеполитического курса Великобритании на международной арене и ее политике в военной области, включая операции нелегальной разведки. В состав оперативного управления СИС/МИ-6 входят регионально-географические отделы (всего семь).
Британский территориальный отдел Первый отдел оперативного управления осуществляет руководство разведывательной работой, проводимой на территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, занимается вербовкой источников информации из числа лиц, представляющих интерес для других оперативных отделов МИ-6. Объектами первого отдела главным образом являются иностранцы, приезжающие в Англию на достаточно продолжительный срок. К этой категории относятся сотрудники постоянных дипломатических представительств иностранных государств, ученые, специалисты, аспиранты и студенты, моряки и сотрудники авиакомпаний и т.д. Поэтому лондонской резидентурой отдела разработана система наблюдения за зарубежными дипломатами и другими иностранцами, представляющими разведывательный интерес.
Объектами вербовки из числа британских подданных являются те, кто выезжает в страны потенциального противника. К ним относятся ученые, специалисты, журналисты, другие лица, имеющие определенные связи за границей. Естественно, что при этом МИ-6 больше интересуется политической разведкой.
При проведении вербовочных операций сотрудники отдела пользуются прикрытиями государственных и частных организаций Великобритании, такими как Британский совет, многочисленные СМИ, переводческие и консалтинговые бюро, ассоциации туризма, отвечающие за различные виды обменов на международном уровне.
Европейский отдел Второй отдел управления традиционно специализируется на европейских странах и осуществляет координацию разведывательной деятельности против союзников по ЕС. Его сотрудники работают под дипломатическими прикрытиями в посольствах Великобритании и Германии, а также во Франции, Италии, Испании, Швейцарии. В странах, являющихся сферой деятельности второго отдела, оперативная работа традиционно строится в контакте с местными службами. Формальное взаимодействие с европейскими партнерами, особенно с разведками стран НАТО, МИ-6 осуществляет по каналам связи второго отдела с европейским штабом ЦРУ, расположенным во Франкфурте-на-Майне.
Внешняя сторона сотрудничества натовских разведок не является препятствием для ведения ими вербовочной работы с целью перехвата источников информации. Сотрудники второго отдела, в свою очередь, не стесняются осуществлять прямые разведывательные операции против европейских партнеров Великобритании.
Группа русской орбиты Третий отдел оперативного управления был сформирован еще в середине 20-х гг. В период существования Советского Союза он отвечал за разработку объектов стран Восточного блока («Группа русской орбиты»). Отдел должен был обеспечивать координацию деятельности на этом направлении всех национальных (правительственных) учреждений и всех подразделений разведки. Особо тесный контакт поддерживался с департаментом, отвечавшим в МИ-6 за выработку заданий.
В период Второй мировой войны информация о самом существовании третьего отдела, работающего против СССР, была классифицирована как совершенно секретная. Однако главным лицом, ответственным за борьбу с коммунистическим проникновением, в этот период был советский разведчик Ким Филби.
После того как Черчилль в 1946 г. провозгласил в своей речи в Фултоне политику холодной войны, английская разведка стала основным инструментом психологической войны. Следует подчеркнуть, что наряду со специальными политическими акциями в понятие «психологическая война» руководство МИ-6 включало и акции по террору, диверсиям и саботажу.
Вполне очевидно, что успехи советской разведки в Великобритании в послевоенные годы останутся непревзойденными за всю историю советских и российских спецслужб. Количество и качество агентов, внедренных в этот период в британские разведку, контрразведку, Министерство иностранных дел, другие ключевые ведомства страны, до сих пор не имеют аналогов в истории мирового шпионажа.
Битвы на полях тайных сражений периодически завершались «визовыми войнами», накладывавшими определенный отпечаток на развитие двусторонних отношений СССР и Великобритании. В 1996 г. в ходе парламентских дебатов состоялось обсуждение вопроса о взаимоотношениях с Россией и роли английских спецслужб в этом процессе. Подчеркивалось, в частности, что «Англия не может позволить себе роскошь быть в неведении относительно распространения ядерного, бактериологического и химического оружия с учетом ситуации в России, а также ее взаимоотношений со странами СНГ, Китаем и некоторыми другими государствами Европы и Ближнего Востока». Итак, российское направление останется приоритетным в работе спецслужб Великобритании.
Ближневосточный отдел Пятый отдел управления оперативной работы всегда считался «ближневосточным». Его резидентуры действуют в Израиле, Сирии, Турции, Иране, Ливане, на Кипре и в ряде других стран.
Долгое время центром напряженности на Ближнем Востоке являлся Ливан. В этой связи в Бейруте размещалась региональная резидентура МИ-6, с позиций которой осуществлялось руководство деятельностью агентурных сетей практически во всех арабских странах. Основная направленность подрывных операций МИ-6 носила антиегипетский и антисирийский характер. В оперативном обслуживании резидентуры находился Ближневосточный центр арабистики МИД Великобритании, расположенный в ливанском городе Шемлан, недалеко от Бейрута.
Несмотря на то что иракская резидентура МИ-6 смогла своевременно выявить попытки Багдада приобрести химическое и биологическое оружие, на пятый отдел тем не менее возлагают вину за то, что британские спецслужбы не смогли предсказать в конце 80-х гг. развитие событий в Персидском заливе. Доказательством неэффективности английской разведки оказалась ее неспособность своевременно сигнализировать о вступлении иракских войск в Кувейт, что нанесло немалый ущерб национальным интересам Великобритании и поставило под угрозу жизнь британских подданных. Результатом разбирательства было заключение о том, что британский МИД проглядел подготовку к вторжению из-за стремления наладить отношения с Багдадом. Кроме того, было подчеркнуто, что западные спецслужбы привыкли традиционно полагаться на сложную электронную технику, что в случае с вторжением Ирака в Кувейт оказалось недостаточным.
Дальневосточный отдел Шестой отдел — «дальневосточный». Наиболее активной сферой деятельности резидентур этого отдела были Япония, Сингапур, Малайзия, Индонезия, Филиппины. Кроме того, спецслужбы Великобритании для решения проблем в данном регионе традиционно поддерживали контакты с соответствующими ведомствами Австралии, Новой Зеландии. МИ-6 стремилась координировать свою деятельность с тайной полицией и разведслужбами Индонезии (БАКИН), Малайзии, Японии.
Следует сказать, что один из будущих руководителей МИ-6 Колин Маккол начал свое продвижение по служебной лестнице в период работы в Индокитае. С 1958 по 1962 г. Маккол занимал разные посты в Бангкоке (Таиланд) и Вьентьяне, столице Лаоса, где являлся заместителем резидента, а потом и резидентом.
В начале 90-х гг. в структуре МИ-6 создан Отдел глобального контроля планирования и проведения операций по борьбе с международным наркобизнесом, в том числе в государствах Юго-Восточной Азии. К работе отдела были подключены возможности штаб-квартиры правительственной связи (ШКПС), специализирующейся на криптоанализе и перехвате каналов связи иностранных государств. Дальневосточный отдел участвовал в координации деятельности МИ-6, Скотланд-Ярда, Таможенной службы и ШКПС.
Латинский отдел Седьмой отдел управления считается «латинским». Наибольшая активность его резидентур проявлялась в Аргентине (особенно в период Мальвинского, или Фолклендского кризиса), а также в Уругвае, Сальвадоре, Гватемале, Чили, Бразилии, Мексике и Колумбии.
Скрытым фактором, обеспечившим Англии победу в конфликте 1982 г. с Аргентиной из-за Мальвинских островов, был тайный союз ЦРУ, МИ-6, чилийской военной разведки и израильской разведки «Моссад». Это секретное соглашение дало правительству Тэтчер возможность использовать в период вторжения секретные аэродромы союзников для британских самолетов-шпионов, базы «коммандос» этих стран, шпионские центры и другие важные военные объекты, находящиеся на чилийской территории. Известно, что английская разведка в период Мальвинского конфликта активно использовала агентуру чилийских спецслужб для сбора информации об аргентинских Вооруженных силах. В Пунта-Аренасе были созданы центры, проводившие интенсивную разведку средствами связи с помощью английского электронного оборудования. Они занимались перехватом донесений, направлявшихся аргентинским Вооруженным силам.
Административно-кадровое обеспечение Административно-кадровое управление призвано осуществлять в структуре МИ-6 штабные функции, решать административно-управленческие и юридические дела, а также руководить вопросами подбора, обучения и расстановки кадров. Кроме того, на управление всегда было возложено финансовое обеспечение деятельности СИС. С 1979 г. к набору персонала в разведку управлением стали привлекаться Комиссия по делам государственных служащих и университетские службы по вопросам трудоустройства. Кредо административно-кадрового управления МИ-6 выражал следующий тезис: «Империя в упадке, но тайная национальная элита сохраняет чистоту традиций, и в этом заложена сила британской нации, что и способствует ее выживанию; основой британской государственности являются лояльность и патриотизм; престиж нации — имидж и репутация недекларированного превосходства британского джентльмена».
Управление оперативной техники (или специальной поддержки) в структуре МИ-6 всегда было в почете, хотя и являлось вспомогательным. Оно обеспечивает оперативные подразделения современными техническими средствами ведения разведки. Управление внешней контрразведки и собственной безопасности отвечает за проникновение МИ-6 в спецслужбы иностранных государств и, в свою очередь, осуществляет противодействие проникновению иностранной агентуры в английскую разведку. Главной его задачей является заблаговременное получение информации о шпионских операциях против Британии, готовящихся извне. Кроме этого в функции управления внешней контрразведки входит борьба с дезинформацией враждебных разведывательных служб.
Управление информации и выработки заданий ведает разработкой заданий, а также подготовкой разведывательной продукции. Оно же отвечает за организацию получения заказов-заявок от потребителей, главным образом из министерств иностранных дел и обороны, за формулировку и постановку заданий на получение соответствующей информации. После аналитической и прогностической обработки добытой информации конечная продукция разведки направляется заказчикам. Это управление всегда славилось высококачественным политическим анализом.
Экономическая разведкаВ начале 70-х гг. Лондон активизировал возможности национальных спецслужб для сбора промышленных и коммерческих сведений. В обязанности МИ-6 было включено оперативное проникновение в международные нефтяные компании с целью заблаговременного выявления тенденций, «негативно сказывающихся на благосостоянии Великобритании», для принятия всевозможных мер, чтобы не допустить повторения нефтяного кризиса, разразившегося в 1974 г.
В 1984 г. секретарь министерства финансов Питер Мидлтон добился предоставления МИ-6 ассигнований для сбора информации экономического и коммерческого характера. После этого сфера экономики становится для британской разведки главной. Начинается агрессивная охота за технологическими и экономическими секретами конкурентов. В последнее время с целью сбора экономической информации активно используются торгово-экономические каналы, в частности поездки британских предпринимателей по иностранным предприятиям как гражданского, так и военного профиля под предлогом оценки их перспективности для создания совместных предприятий или их возможного участия в конверсии.
Управлением деятельностью разведывательного сообщества Великобритании в сфере промышленного шпионажа ведает межведомственный орган в лице Комитета по внешнеэкономической разведке. Курирование деятельности деловой и финансовой разведки осуществляет заместитель министра финансов по внешнеэкономическим вопросам.
Дислокация МИ-6/СИС До середины 80-х гг. МИ-6 размещалась в здании «Сенчури хаус», в центре Лондона рядом с Вестминстерским мостом. Исключение составил лишь период войны, когда ряд подразделений размещался в Лондоне по адресу Бродвей-стрит, 54.
Позднее штаб-квартира МИ-6 получила прописку в замке, стоимость которого составляла 200 млн. фунтов стерлингов. Он расположен в другом микрорайоне Лондона — Ламбет, Воксхолл-кросс, 85, в непосредственной близости от станции метро с этим же названием. Видимо, ни один писатель из числа бывших сотрудников МИ-6 так и не смог придумать иное название на табличке, красующейся перед входом в ее штаб-квартиру. Благодаря этому британский налогоплательщик теперь знает точный адрес гнезда своей разведки - постройки, не имеющей в округе равных по величине. Можно получить почтовый адрес МИ-6 в МИД Великобритании (MI-6 /SIS, PO Box 1300, London SE1 1BD, England).
Кто работает в СИСНа протяжении всей истории работа в английской разведке считалась престижной и привлекала к себе выходцев из аристократических семейств и творческой интеллигенции. Обычно персонал разведки набирается из кадров МИД, Вооруженных сил, десантников САС, полиции, а также из числа выпускников университетов (преимущественно Кембриджского и Оксфордского). Принято считать, что кадровый состав СИС состоит из «джентльменов, которые элегантно нарушают законы и права человека», и авантюристов в духе легендарного Томаса Лоуренса или Сиднея Рейли, которые занимались разведкой еще в начале столетия. Это были профессионалы, относящиеся к редкой категории «независимых оперативников».
Число сотрудников МИ-6, особенно в годы активизации разведывательной деятельности, доходило до 3 тыс. человек. В середине 80-х штат МИ-6 составлял 1,5 тыс. человек, что считалось достаточным на тот момент. В марте 1994 г. в штате разведки находилось уже 2303 сотрудника. Известно, что после окончания холодной войны МИ-6, оказавшись в условиях сложной экономической ситуации в стране, была вынуждена принять участие в политике «затягивания поясов». В целях сокращения расходов предполагалось существенно уменьшить количество сотрудников. Однако значительных сокращений удалось избежать за счет временного вывода из штата некоторых категорий сотрудников.
Секретная служба МИ-6 возглавляется генеральным директором, который одновременно является постоянным первым заместителем министра иностранных дел. Таким образом, формально МИ-6 находится под контролем и структурно входит в штат МИД Великобритании. Однако главную роль в механизме государственного контроля за деятельностью системы национальных спецслужб и разведки в качестве ее составляющей играет премьер-министр, на которого разведка имеет прямой выход и часто действует по его личным указаниям.
Нужна ли Англии разведка? В период, наступивший после окончания холодной войны, опасения остаться без работы толкнули британские спецслужбы на запугивание общественности. Профессор истории Кристофер Эндрю развил версию о том, что в ближайшие годы в Великобритании можно ожидать вылазки международных террористов с применением оружия массового уничтожения. Контрразведка МИ-5 и МИ-6 были вынуждены оправдывать свое существование этим дежурным набором угроз, так как шпионская деятельность против русских потеряла свою актуальность.
Вслед за другими европейскими спецслужбами в МИ-6 с радостью подхватили идею об открытии «русской мафией» в Европе «второго фронта». Опираясь на этот тезис, британской разведке удалось убедить своих хозяев в том, что значительная часть их российских коллег, наследников прежнего КГБ, является своего рода двойными агентами мафии. В конце концов сработала идея о том, что «влияние организованной преступности на отдельных лиц или группы в спецслужбах стало настолько интенсивным, что следует говорить о некоем взаимопроникновении: мафия и тайные агенты используют симбиоз своих связей для взаимной выгоды».
В начале 90-х гг. в Великобритании развернулись дебаты о будущем разведки. Нужна ли она в наше время, когда холодная война окончена, русские уже не так опасны, как когда-то, операции против ИРА свертываются, поскольку последняя объявила перемирие? Налогоплательщик полагал, что шпионская деятельность против русских уже не является достаточным основанием для содержания громоздкого аппарата национальных спецслужб.
В 1991 г. высказывалось предложение ликвидировать разделение на МИ-5 и МИ-6 и создать единую организацию, принципиальной целью которой являлась бы борьба против терроризма. К радости сотрудников обеих спецслужб это предложение было отвергнуто.
Загранрезидентуры МИ-6/СИС Все отделы Управления оперативной работы МИ-6 отвечают за организацию агентурной и иной разведывательно-подрывной деятельности на территории «подотчетных» им государств. В этих целях используется широкая сеть больших и малых резидентур (stations), которые всегда составляли основу деятельности британской разведки, ее «золотой фонд».
По своей численности заграничная резидентура МИ-6 может состоять как из двух человек, так и из нескольких десятков сотрудников. Обычно резидентура, в функции которой входит планирование и осуществление мероприятий по сбору разведывательной информации, хранение первичной информации и поддерживание связи с центром, располагается в зданиях посольств Великобритании, но известны и такие случаи, когда они работали под прикрытием других учреждений, в частности, консульств, корпораций и фирм, авиакомпаний, культурных центров и издательств, или же располагались в помещениях какой-либо нейтральной компании, причем не обязательно в той стране, против которой работала британская разведка.
Правовая базаФактически до середины 90-х гг. британская разведка действовала, не имея государственного статуса, будучи фактически неподотчетной парламенту. Финансирование МИ-6, как было сказано выше, осуществляется через Министерство иностранных дел.
Закон «О разведывательных службах» был принят парламентом Великобритании в 1994 г. В нем впервые дано определение разведывательной деятельности как «добывание и распространение информации о деятельности и намерениях иностранцев за пределами Великобритании, а также проведение специальных операций в интересах национальной безопасности».
Этот документ подтвердил и без того существовавшее де-факто право спецслужб осуществлять свои операции, если они направлены на защиту национальной безопасности и экономического благополучия Великобритании, а также предупреждение и раскрытие серьезных уголовных преступлений. Кроме того, закон освободил от ответственности сотрудников спецслужб за действия, совершаемые ими за пределами страны в целях выполнения своих функций, даже в тех случаях, когда в самой Англии они бы расценивались как преступные. Министрам, в ведении которых находятся спецслужбы, предоставлены полномочия санкционировать по своему усмотрению операции, связанные с вмешательством в частную жизнь, прослушиванием и негласным проникновением в жилые и служебные помещения.
Законом «О разведывательных службах» было предусмотрено создание парламентского комитета по вопросам разведки и безопасности. Указанному органу дано право осуществлять контроль за расходованием спецслужбами бюджетных средств, управлением и политикой в области решения основных задач по обеспечению внутренней и внешней безопасности государства.
Состав комитета формируется из девяти депутатов парламента от правящей и оппозиционной партий. При этом члены комитета не должны избираться коллегами парламентариями, а назначаются премьер-министром. Работу этого органа должны обеспечивать сотрудники аппарата кабинета министров, главным образом из штата правительственного Объединенного комитета по разведке. Еженедельные заседания проводятся в специально отведенном помещении в канцелярии премьер-министра.
В законе не содержалось четких указаний относительно полномочий и круга вопросов, которые призван решать комитет. Отмечалось лишь, что он обязан представлять премьер-министру, но не парламенту, ежегодный отчет, а также другие доклады по своему усмотрению.
Законом предусматривалось три положения, касающиеся предоставления комитету необходимой для его работы информации. Согласно этим положениям, руководитель национальной спецслужбы может: предоставить требуемую информацию «согласно договоренностям, утвержденным министром»; отказать в ее предоставлении на основании распоряжения министра, который при этом должен руководствоваться критериями национальной безопасности; уведомить комитет о том, что запрашиваемая им информация не может быть раскрыта в силу своей секретности и особой важности. При этом под секретной информацией особой важности подразумеваются сведения, которые способны раскрыть источники и оперативные методы либо содержат подробные данные о таковых, касаются конкретных операций (прошлых, настоящих или будущих) или предоставлены третьей стороной, которая не желает их раскрытия.
Однако на практике этот комитет не обрел каких-либо полномочий, позволяющих глубоко вникать в положение дел в организациях разведывательного сообщества Великобритании и заслушивать руководителей спецслужб по интересующим вопросам. На первом же заседании комитета премьер-министр выразил пожелание, чтобы его члены не пытались как-либо контролировать оперативную деятельность спецслужб. Таким образом, фактически комитет превратился в сугубо консультативный орган при премьер-министре Великобритании.