Ядерный щит Королевства
Одна из четырех британских подводных лодок, вооруженных ракетами «Трайдент», постоянно несет дежурство где-то в глубине Атлантического океана, неся на своем борту разрушительный потенциал такой силы, что с ним не сравнятся все бомбардировки Второй мировой вместе взятые.
Она движется в глубине — без единого звука, не оставляя следов, не засекаемая радарами - недостижимая.
Это — «ядерный зонтик» Великобритании, и его идея проста: что бы ни случилось там, на земле, пусть даже вся страна была окончательно уничтожена в результате внезапного нападения, подлодка всегда будет иметь возможность нанести ответный удар превосходящей силы.
Мощная система ядерной безопасности Соединенного Королевства не только надежно защищает страну от потенциальной атаки, но и сама защищена от непродуманных действий политиков и военных.
Система предусматривает серьезные меры безопасности на всех уровнях.
Для того, чтобы подтвердить каждый этап процесса — с того момента, как в секретном бункере, расположенном где-то под правительственным комплексом Уайтхолл, премьер-министр примет решение о запуске ракет — нужны два человека (до сих пор оба всегда были мужчинами).
Это решение будет передано в бункер CTF 345, расположенный в штаб-квартире британских войск в Нортвуде, графство Миддлсекс, откуда уже поступит команда на дежурную подводную лодку.
Но что если решение премьер-министра нанести ядерный удар, по мнению его советников, будет неоправданным?
Другими словами, есть ли у системы возможность проигнорировать решение премьер-министра, который в период возрастающей международной напряженности, может потерять здравомыслие?
В неписанной конституции Великобритании нет никаких разъяснений по этому поводу, и поэтому внятного ответа на поставленный вопрос до сих пор получить не удавалось.
Лорд Гатри, в 1997 году на правах начальника британского Генштаба вводивший в курс дела только что избранного Тони Блэра, утверждает, что надежность системы гарантирует тот факт, что верховных главнокомандующим является не премьер-министр, а сама королева.
«Думаю, если начальник Генштаба решит, что премьер сошел с ума, он проследит за тем, чтобы приказ не был выполнен. Ведь нельзя забывать, что премьер-министр отдает указания о своих решениях высшему командному составу, а не звонит напрямую матросу, сидящему посреди океана, с приказом нажать кнопку», - поясняет Гатри.
«Вооруженные силы преданы премьеру, и мы живем в демократическом обществе, но верховная власть все-таки принадлежит королеве», - добавляет он.
Премьер-министр волен отправить в отставку главу Генштаба, однако только королева может утвердить назначение нового. Достаточно надежная схема?
«Решайте сами, - говорит Гатри. - Полагаю, премьер может найти человека и посговорчивее. Но подозреваю, что пока премьер будет подыскивать нового главу Генерального штаба, здравый смысл все же восторжествует».
Одно дело, если начальник Генштаба отказывается выполнять распоряжения премьер-министра. Но что если кто-нибудь другой, из более нижних звеньев цепочки, вдруг почувствует, что просто не в состоянии выполнить приказ?
В 1980-х годах Тоби Эллиот был командиром подводного стратегического ракетоносца типа «Резолюшн», вооруженного баллистическими ракетами «Поларис» (предшественниками «Трайдента»). Он утверждает, что знал нескольких человек, у которых были собственные соображения по поводу исполнения приказов. В результате все они понесли наказание за свои действия.
«Я знал нескольких своих коллег, которые прошли командирские курсы и были отобраны для командования атомными подводными крейсерами, но заявили, что не смогут выполнить приказ о запуске ядерных ракет», - говорит Эллиот.
«Им требовалось изрядное мужество, чтобы так поступить, - продолжает он. - Они теряли назначения и чаще всего благополучно завершали свою карьеру на флоте».
Уж не оттого ли, что для их командования не нашлось других кораблей?
«Нет, - говорит Эллиот. - Все потому, что они отказались от возможности, или, если угодно, от приглашения командовать ядерными ракетоносцами - потому что у них были сомнения относительно того, хватит ли у них духу в решающий момент выполнить свой долг».
Ричард Линдзи — капитан подводной лодки типа «Вэнгард», одной из тех, что сейчас несут службу, вооруженные баллистическими ракетами «Трайдент». Он утверждает, что членов его экипажа не было бы на субмарине, если бы каждый из них не был готов безоговорочно выполнить приказ.
«Я уверен, что если бы на борту был кто-то, кому это было бы не по душе, он бы сам ушел с подводной лодки в любое другое место на флоте», - уверен командир.
Возможные сомнения, говорит Линдзи, связаны скорее с тяготами самих продолжительных дежурств.
«Если у матросов и есть какие-то сомнения по поводу службы, то не из-за угрозы потенциального приказа, а из-за личной необходимости каждого быть вдалеке от дома, в условиях полного отсутствия какой либо связи с родными и близкими. Ведь из огромного личного состава вооруженных сил только лишь около 160 человек не поддерживают никакой связи со своими семьями», - поясняет командир.
К сожалению, система - при всей сложности и многообразии задействованных в ней механизмов — зависит от конкретных людей, ежедневно исправно исполняющих свою работу.
Во всей мировой истории можно найти не очень много примеров, когда степень ответственности отдельного человека приближалась к той, что ежедневно несут на себе эти люди.
Разрушительная сила, которую они способны выпустить на свободу по первому приказу, практически не поддается воображению.
Но будьте спокойны: принятых мер безопасности тоже немало, и они достаточно надежны даже для того, чтобы остановить обезумевшего премьер-министра.