Джон Лобб, сапожник...
В аристократическом квартале Лондона Сент-Джеймсе, через дорогу от официальной резиденции принца Чарльза Сент-Джеймского дворца находится один из самых удивительных магазинов британской столицы. На обшитом под старину деревом узком фасаде красуются четыре жирные золотые буквы «LOBB», а над ними установлены три королевских эмблемы-гранта, знак того, что и королева, и ее супруг принц Филипп, и живущий по соседству принц Уэльский — клиенты этого заведения. И не только они. Вот уже 150 лет фирма «Джон Лобб, Сапожник» делает на заказ вручную обувь для знаменитостей разных стран и вообще для всех, кто может себе это позволить — сегодня средняя пара туфель стоит здесь 3500 евро. Но те, кто хоть раз заказал себе пару обуви в «Лоббе», настаивают, что готовую, пусть и тщательно выбранную в магазине обувь носить уже не могут, настолько ноге комфортно в подогнанном точно под вас ботинке.
На каждой странице массивного альбома, который показывает посетителям в своем кабинете праправнук основателя и сегодняшний глава фирмы Джон Хантер Лобб, картонные контуры ступней сотен знаменитых людей, среди прочих: адмирала Нельсона, принцессы Дианы, Франка Синатры, Лоуренса Оливье, Альфреда Хичкока, Бернарда Шоу и…Федора Шаляпина.
На этих же кусочках картона от руки нанесено множество пометок — размеры, связанные с подъемом ступни, ноги у щиколоток, различиями между левой и правой ступнями, а также дата заказа и адрес для доставки готовой продукции. На контуре огромной ноги Шаляпина значится: «13 марта 1915-ого года, 11 Кинг-стрит, Сент-Джеймс» — Шаляпин остановился неподалеку от магазина «Лобб», когда заказал себе здесь обувь. Форма ноги выдающегося российского оперного певца была нестандартной, и он часто заезжал в Лондон, чтобы навестить сапожника Лобба.
Основатель фирмы Джон Лобб, хромой мальчишка из Корнуолла, восточной части Англии, уехал искать счастья в Австралию в первой половине 19-ого века, в период «золотой лихорадки». Там он начал шить обувь для золотодобытчиков, которым нужны были башмаки крепкие и прочные. Среди прочего будущий основатель фирмы изобрел специальный пустотелый каблук для тайного выноса с приисков золотых слитков. Потом вернулся в Англию и в 1949-ом году открыл в Лондоне собственное дело.
«Джон Лобб» — это не только магазин, но и мастерская, примерно половина процесса изготовления обуви проходит в этом же здании. На фирму работает около 50 сотрудников, половина — на дому, они приезжают сюда за материалами и инструкциями. Остальные, в том числе двое сыновей главы фирмы, трудятся, причем часто на виду у заказчиков, в самом магазине, на первом этаже, а также в нескольких помещениях подземного этажа. Там же под землей на длинных стеллажах хранятся тысячи деревянных колодок клиентов прошлого и настоящего, так что при повторном заказе мерки снимать не обязательно. Однако нужно заметить, что, как рассказал мне глава фирмы, с возрастом форма и размер ноги у человека меняется, так что иногда возникает необходимость делать колодки повторно. В отдельной комнате подвала в огромном шкафу, из-за размеров получившем прозвище «Букингемский дворец» хранится архив фирмы, книги регистрации заказов за последние 150 лет.
Почти все работники «Лобба» проходят обучение в самой же фирме — уж больно мастерство это редкое, в той же Великобритании есть лишь один-единственный конкурент — «Фостер и Максвелл» — его магазин-мастерская расположена на соседней с «Лоббом» улице джентльменских магазинов Джермин-стрит. А в начале 20-ого века в Лондоне таких фирм было больше сорока.
В «Лоббе» сохраняется четкое разделение труда между мастерами-обувщиками. Начинает работу «fitter» — примерщик, внимательно и тщательно снимающий мерки с ноги клиента. За ним к процессу присоединяется «last-maker» — изготовитель деревянных колодок, вырезающий и доводящий рашперами и напильниками колодки для правой и левой ног. Дальше присоединяется «clicker» — закройщик, подбирающий и с помощью колодок выкраивающий восемь кусков из которых позднее «closer» смётывает и сшивает верхнюю часть ботинка. Далее за дело берется «maker», соединяющий верх с подошвой, а «polisher» отделывает поверхность уже готового шедевра обувного дела. Полный процесс изготовления пары обуви занимает порой несколько месяцев.
Хотя продукция «Лобба», как упоминалось, баснословно дорогая, а фасоны довольно старомодные — до сих пор фирма следует в основном образцам 20-ых и 30-ых годов прошлого века — клиентов у фирмы хоть отбавляй. Сотрудники-примерщики разъезжают и принимают заказы в таких странах как США, Япония, Швейцария и даже Италия — а эта страна известна высоким качеством обуви, казалось бы, итальянцев иностранной обувью не удивишь. Россия также входит в этот список, число клиентов-россиян у «Лобба», как говорит владелец, за последние несколько лет резко возросло. Хотя большинство заказчиков фирмы традиционно люди среднего возраста и старше, есть и молодежь, имеющая средства и отлично понимающая, как здорово носить обувь, сделанную по вашим индивидуальным меркам, точно того фасона, какой вы хотите, и из кожи качества и цвета, подобранного на ваш вкус.