Джо Кокер (Joe Cocker)
Английский певец в стиле блюз-рок Джон Роберт Кокер (John Robert Cocker) родился 20 мая 1944 года в городе Шеффилд. Отец Джона дал ему возможность получить среднее образование, но не вмешивался в дальнейший выбор судьбы мальчика. Днем Джон подрабатывал учеником у газопроводчика, а ночью выступал в пабах. В 15 лет он играл на ударных и гармонике в группе "The Cavaliers", а через год решил попробовать себя в качестве солиста. Начинающий музыкант взял себе сценический псевдоним Ванс Арнольд (Vance Arnold) – он исполнял известные поп-песни, блюз и соул. Особенно по душе ему пришлись композиции Рэя Чарльза "What\'d I Say" и "Georgia оn My Mind". Свою команду молодой Кокер и музыканты называли "The Avengers". Успех пришел к группе в 1963 году, когда они выступали на разогреве публики перед концертом "Rolling Stones" на сцене шеффилдского Сити-холла.
С тех пор Кокер решил полностью посвятить себя музыке, а в 1964 году вышел его дебютный сингл, кавер-версия The Beatles "I\'ll Cry Instead". Как ни странно, кавер-версия превзошла по популярности оригинал, несмотря на то, что он вышел всего за год до этого и уже успел приесться меломанам. Джо Кокер, расставшийся к тому моменту с псевдонимом Ванса Арнольда, набрал новую команду Joe Cocker Big Blues и отправился гастролировать по Великобритании, после чего завоевал успех среди французской и американской публики – Joe Cocker Big Blues выступали на воздушных базах США, расположенных на территории Франции. К сожалению, после возвращения на родину во время одного из концертов под музыкантами провалилась сцена. И хотя никто из выступавших серьезно не пострадал, это привело к скорому распаду команды.
После распада Joe Cocker Big Blues Кокер вернулся на сцену лишь через год. В этом ему помог Крис Стейнтон, которого Джо впоследствии называл самым великим музыкантом в мире. Именно благодаря Крису Джо Кокеру удалось собрать команду The Grease Band. В 1986 году первые студийные демо-записи группы передали Денни Корделлу, знаменитому продюсеру The Moody Blues и Procul Harum. Именно с его подачи музыканты стали регулярно выступать в известном лондонском клубе "The Marquee", и вскоре из начинающих исполнителей блюз-рока превратились в британских рок-звезд. Особую популярность команда приобрела после выхода очередной кавер-версии песни The Beatles "A Little Help From My Friends".
Через полгода Джо Кокер появился на телеэкранах Америки – он выступил на самом знаменитом на тот момент шоу Эда Салливана. Зрителям понравился хрипловатый голос и манера поведения Кокера. Как отметил обозреватель американского журнала "Life", "голос Кокера – это голос слепых плакальщиков, сумасшедших нищих и злополучных калек с улицы. Он выразил то, что происходит у них в душе и о чем они сами никогда не бы сумели рассказать". Сам певец продолжал купаться в лучах славы и даже позволял себе крайне дерзкие выходки во время концертов.
В 1970 году вышел двойной альбом Джо Кокера "Mad Dogs and Englishmen", который пережил несколько переизданий и по сей день остается великолепным образцом софт-рока и блюз-рока начала 70-х. После выхода альбома музыканты отправились в 56-дневное турне, объехав за это время 48 городов. Практически везде выступления Джо Кокера проходили "на ура". Кроме самой команды в турне отправились дорожные техники, менеджеры, обслуживающий персонал, съемочная группа, жены или подруги и дети – всего около 40 человек. Когда же певец наконец вернулся в Лос-Анджелес, он почувствовал себя разбитым и "совершенно разочарованным в рок-бизнесе". И все же, за 1970 год только от продажи дисков в Америке он получил 3 миллиона долларов, а журнал "Playboy" по итогам года назвал его вокалистом номер один. Первым американским хитом стала очередная кавер-версия, "The Letter" группы Box Tops.
70-е годы оказались не лучшим периодом в жизни Джо Кокера. Он достаточно регулярно выпускал новые альбомы: "Joe Cocker" (1973), "I Can Stand a Little Rain" (1974), "Jamaica Say You Will" (1975), "Stingray" (1976), "Luxury You Can Afford" (1978). В эти же годы вышли самые известные композиции в исполнении Кокера – "You Are So Beautiful", "Guilty", "The Moons а Harsh Mistress". Романтичная баллада "You Are So Beautiful" в 1975 году вернула имя артиста на первые строчки мировых хит-парадов. Несмотря на это, у музыканта появились проблемы с наркотиками и алкоголем, которые постепенно подтачивали Кокера изнутри и разрушали его личную жизнь.
Лишь в 1982 году, после пятилетнего перерыва в музыкальной карьере певец издал подборку нового материала "Sheffield Steel". Именно тогда он представил миру живые и яркие кавер-версии песен Боба Дилана "Seven Days" и Рэнди Ньюмана "Marie". А благодаря дуэту с Дженнифер Уорнс "Up Where We Belong" Кокер снова приобрел всемирную популярность – эта песня прозвучала в фильме "An Officer аnd а Gentleman" и была номинирована на премию Оскар. Композиция заняла первое место в американском хит-параде и сделала Кокера героем церемонии вручения Грэмми – он впервые получил почетную награду "лучшее исполнение поп-песни"
До конца 1980-х Джо Кокер выпустил еще четыре студийных альбома – "Civilized Man" (1984), "Cocker" (1986), "Unchain My Heart" (1987) и "One Night of Sin" (1989). Все эти альбомы стали платиновыми в Европе, хотя американцы принимали новые работы Кокера несколько вяло. В конце 1980-х группа The Crusaders пригласила Джо исполнить композицию "I\'m So Glad I\'m Standing Here Today", написанную специально для него. В 1987 году Джо Кокер женился, и его супруга Пэм значительно поддерживала музыканта в его карьере.
Следующий хит Кокера "Sorry Seems to Be the Hardest Word", записанный в 1991 году совместно с Элтоном Джоном, разошелся трехмиллионным тиражом во всем мире. В 1992 году вышел очередной диск Кокера "Night Calls", ставший золотым в Америке и платиновым в Европе. Следующий альбом Кокера "Have a Little Faith", увидевший свет в 1994 году, приветствовался лишь музыкальными критиками, однако меломаны оставили его без внимания. Следующие работы Кокера – "Organic" 1996 года и "Across from Midnight" 1997 года.
В 1990-е годы Кокер помимо музыки занялся вложением собственного капитала. Он поселился в городке Крауфорд штата Колорадо и открыл конференц-зал, пекарню, кафе, ряд магазинов и супермаркет.
Хрипловатый голос Кокера пользовался особой популярностью у создателей фильмов – его приглашали для исполнения композиций к таким фильмам, как "Гарри и Хендерсоны", "Дархемские быки" и "Девять с половиной недель", где прозвучал один из его главных хитов – "You Can Leave Your Hat On". Особое место в карьере Кокера всегда занимали кавер-версии – музыкант умел мастерски придать им особый вкус и колорит, и зачастую они звучали даже лучше, чем оригиналы.
В XXI веке постаревший Джо Кокер не утратил своей активности – он выпустил четыре альбома – "No Ordinary World" (2000), "Respect Yourself" (2002), "Heart & Soul" (2004) и "Hymn For My Soul" (2007). Он много гастролирует и выступает на различных мероприятиях, по-прежнему собирая многочисленные награды. Джо Кокера можно смело назвать одним из наиболее значимых блюзовых певцов из Великобритании, обладающим характерным и всегда узнаваемым голосом, полюбившимся миллионам людей во всем мире.