Портсмут (Portsmouth)
Портсмут (Portsmouth) — город в церемониальном графстве Хэмпшир на южном побережье Англии. Расположен в 100 км от Лондона. Большая часть города находится на острове Портси, поэтому Портсмут нередко называют единственным островным городом Соединенного Королевства, хотя при взгляде на карту Великобритании такое название может показаться немного абсурдным.
Портси отделен от острова Великобритания узким проливом. В западной части Портси находится Портсмутская гавань, на востоке — гавань Лэнгстоун. На севере возвышается холм Портсдаун-Хилл, с вершины которого открывается панорамный вид города; к югу от Портсмута находится пролив Солент, воды которого отделяют остров Уайт от Великобритании. Большая часть поверхности острова расположена на высоте около трех метров над уровнем моря.
Как и во многих других районах Англии, климат здесь умеренный морской, с теплыми зимами и прохладными летними месяцами. Определяющую роль в его формировании играют теплые воздушные массы, образующиеся над Гольфстримом. При этом в сравнении с другими регионами погода здесь суше и теплее. Снегопады и морозы случаются довольно редко — в зимние месяцы Портсдаун-Хилл защищает город от холодных северных ветров. Кроме того, благодаря явлению, называемому "городской остров тепла", температура в Портсмуте немного превышает температуру в соседних районах. Средняя температура января: +7°С; средняя июльская температура: +25°С (согласно другим источникам, +22°С). Годовое количество осадков: 508 мм. Годовая продолжительность солнечного сияния: 1 541 часов.
Самые ранние поселения на территории сегодняшнего Портсмута появились еще до прихода римлян. Во время римской оккупации в III веке н.э. на месте одного из древних бриттских поселений был построен форт Портус Адурни, предназначенный для защиты южного побережья Британии от набегов враждебных племен. Расположенный на участке площадью 36 000 м² форт был окружен шестиметровой стеной, усиленной несколькими башнями, что, по мнению ряда исследователей, может свидетельствовать о серьезности угрозы, которой он должен был противостоять.
Первое упоминание о военно-морском порте в районе Портсмута датировано 286 годом, когда флотоводец Караузий, которого Рим отправил в эти края для борьбы с пиратством, сам решил примериться к ремеслу морского разбойника. Караузий провозгласил себя императором Британии и начал чеканить собственную монету. После его гибели римляне выслали на расправу с мятежниками многочисленное войско, и вскоре провинция вернулась под власть Рима.
В начале V века здесь была построена первая верфь. Выбор места строительства неслучаен — удобная естественная гавань хорошо защищена от юго-западных ветров. После ухода римлян Портус Адурни, благодаря удобному расположению и крепости своих стен, долгое время оставался мощным оборонительным сооружением, вскоре превратившимся в англосаксонскую цитадель. В 897 году флот короля Альфреда Великого наголову разбил датчан в сражении неподалеку от пролива Солент, а затем захватил двадцать датских кораблей в Ла-Манше. В это время Портсмут стал главной базой королевского военного флота.
Достоверно известно о грамоте от 1194 года, пожалованной Портсмуту Ричардом I, хотя, по мнению некоторых историков, эта грамота не была самой ранней. В 1090 году в северо-западной части форта был построен Порчестер – небольшой норманнский замок с одноэтажной каменной сторожевой башней, по обе стороны которой тянулся частокол. Стены римского форта стали внешней стеной замка. Уильям Пон-де-л’Ларш, приобретший замок и прилегающие земли в 1130 году, основал в юго-восточной части форта монастырь.
В 1158-м замок Порчестер перешел в собственность короны, спустя двадцать лет на месте частокола поднялись каменные стены, за которыми расположились службы. Король Иоанн часто останавливался в Порчестере. Замок играл заметную роль во время Столетней войны, когда был промежуточным пунктом на пути экспедиций во Францию. В конце XIV века, в эпоху царствования Ричарда II замок превратился в величественный дворец.
9 января 1449 года епископ Чичестерский был убит моряками, которым он не выплатил причитавшееся им жалование. За это преступление на Портсмут была наложена анафема — факт, которым горожане объясняли многочисленные несчастья, постигшие город в последующие годы. Анафема была снята лишь в 1508 году.
В конце XV столетия по указу Генриха VII в Портсмуте были построены Королевские верфи, а замок Порчестер утратил свое прежнее значение. В 1495-м здесь было начато строительство первого сухого дока на территории Англии. В 1522 году началось изготовление огромной цепи, предназначенной для защиты входа в гавань от вражеских судов. Вскоре на побережье были построены еще несколько небольших фортов. Королева Елизавета, побывавшая в Портсмуте в 1561 году, покровительствовала дальнейшему развитию города и укреплению его обороноспособности. Строительство новых оборонительных сооружений финансировалось частично из королевской казны, частично из доходов от проведения первой государственной лотереи.
В 1540 году в башне, построенной по распоряжению Генриха VIII в конце главной улицы, разместился пороховой склад. Этим обстоятельством во время гражданской войны воспользовался полковник Горинг. В 1642 году, когда Портсмут был окружен парламентскими войсками, он под угрозой взрыва башни добился выгодных условий капитуляции для себя и остальных осажденных роялистов.
26 ноября 1703 года разразился самый сильный шторм за всю историю побережья. Нахлынувшие на берег волны с корнем вырывали большие деревья. Потерпели крушение 13 военных кораблей; было разрушено 800 домов, 400 ветряных мельниц и маяк Эддистоун. В 1729-м в Портсмуте открылась Королевская военно-морская академия. Подготовка офицеров британского флота продолжалась до 1872 года, затем академия переехала в Гринвич. В 1770 году началось строительство оборонительных валов и рвов вокруг Портси.
Впоследствии замок Порчестер превратился в тюрьму, в которой в эпоху наполеоновских войн держали военнопленных. В это время по соседству с замком находился госпиталь. Для захоронения умерших военнопленных использовались участки побережья, которые в наши дни оказываются под водой во время прилива. Во время сильных штормов море вымывает их останки.
История Портсмута на протяжении многих веков неразрывно связана с историей британского мореплавания. Переселенцы, отплывшие из города на одиннадцати кораблях 13 мая 1787-го, основали первую европейскую колонию на австралийской земле. Эта экспедиция также положила начало отправке заключенных на пятый континент. Одну из традиционных отраслей городской экономики образовывали предприятия системы материально-технического обеспечения королевского ВМФ. В эпоху промышленной революции эта отрасль стала двигателем регионального экономического развития. В 1802 году компания Portsmouth Block Mills открыла в Портсмуте первую в мире линию массового производства талей для установки на британских военных кораблях. В этот период портсмутские верфи были одним из крупнейших промышленных комплексов на планете.
В 1805 году адмирал Нельсон отбыл из Портсмута, чтобы принять командование британским флотом, которому было суждено одержать блистательную победу над превосходящими силами французов и испанцев в Трафальгарском сражении. Чтобы проскользнуть мимо толпы горожан, собравшихся, чтобы устроить ему торжественные проводы, Нельсон вышел из отеля George Hotel, в котором он остановился, через запасной выход. Однако эта уловка не принесла ожидаемого результата, и вскоре адмирал был окружен жителями Портсмута, скандировавшими "Да благословит тебя Господь!".
7 февраля 1812 года в доме на Коммершал-роуд родился Чарльз Диккенс.
Одно из самых мощных землетрясений за всю историю города произошло в январе 1834 года. Подземные толчки ощущались в Чичестере, Эмсуорте и Пербруке. В том же году между Портсмутом и Госпортом начал курсировать паром, предназначенный для перевозки конных экипажей, в 1838 году был построен наплавной мост.
Значением Портсмута для британской оборонительной доктрины было обусловлено строительство множества оборонительных сооружений. Город был окружен цепью прибрежных фортов. С 1808 года из Портсмута отправлялась в экспедиции Западноафриканская эскадра королевского ВМФ, перед которой была поставлена задача положить конец работорговле. В 1860 году в городе началось строительство казарм для частей морской артиллерии. 21 декабря 1872 года отсюда отбыла экспедиция "Челленджера", в ходе которой были сделаны открытия, заложившие основы океанографии.
Совершенствовалась система городского общественного транспорта. В середине века на улицах Портсмута появились первые конки, доставлявшие пассажиров с железнодорожного вокзала к паромному терминалу, обеспечивавшему сообщение с островом Уайт. Новое здание ратуши было завершено в 1890 году. В церемонии его открытия принимал участие принц Уэльский. В приветственной речи он назвал Портсмут крупнейшим из морских портов Соединенного Королевства.
В 1916 году Портсмут впервые подвергся атаке с воздуха — авиарейд был совершен немецким цеппелином. В 1926-м Портсмут получил официальный статус города. Во время Второй мировой войны предприятия Портсмута выполняли оборонный заказ, что сделало город мишенью люфтваффе. От бомбежек пострадало множество городских зданий, была полностью разрушена ратуша. Во время земляных работ строители до сих пор находят неразорвавшиеся авиационные бомбы. 6 июня 1944 года, в гавани Портсмута производилась погрузка союзных войск на военно-транспортные суда. К северу от Портсмута, в усадьбе Саутвик-Хаус находилась ставка Главнокомандующего экспедиционными силами Дуайта Эйзенхауэра.
После завершения Второй мировой войны в Портсмуте были выполнены несколько крупномасштабных градостроительных проектов, предусматривавших расчистку трущоб и завалов и строительство жилых домов. Один из них, район Лей-парк, принадлежит к числу крупнейших в Европе. Значительная часть горожан переселилась в новые жилые кварталы на городских окраинах, в Бакленд, Лэндпорт и Портси. Многие здания, построенные в послевоенные десятилетия, впоследствии подвергались критике за несоответствие историко-архитектурному облику Портсмута, в конце века часть этих домов отправилась под снос. В 1959 году были завершены восстановительные работы в здании ратуши. На этот раз в торжественной церемонии, посвященной ее открытию, приняла участие Елизавета II. В 1973 году закрылся аэропорт Портсмута; на его территории началось строительство нового жилого комплекса. Весной 1982 года из Портсмута для участия в Фолклендской войне выплыла британская эскадра, в состав которой входили авианосцы Hermes и Invincible. Начало войны было положено вторжением аргентинских войск на Фолклендские острова, произошедшим 2 апреля 1982 года.
В наши дни значительная часть трудоспособного населения Портсмута работает на Портсмутских верфях ВМФ — предприятии, имеющем непосредственное отношение к оборонной промышленности, которая играет важнейшую роль в городской экономике. Среди других предприятий этой отрасли нужно отметить заводы ВАЕ и VT, штаб-квартиру британского отделения Grumman. Здесь также располагается управление европейского отделения IBM. До сегодняшнего дня в городе сохранился небольшой рыболовецкий флот.
В 1992 году городской политехнический колледж получил статус университета. В настоящее время в Университете Портсмута получают высшее образование около 20 тысяч студентов.
Начало нового тысячелетия стало периодом стремительного развития сектора розничной торговли, обусловленным совершенствованием транспортной системы и ростом уровня благосостояния населения. В центральной части Портсмута расположены торговый район Commercial Road и ТЦ Cascades, насчитывающие более ста магазинов. Еще один крупный торговый район, Ocean Retail Park, находится на северо-востоке острова Портси.
Башня Spinnaker Tower, строительство которой завершилось в 2005 году, вошла в число строений, формирующих силуэт современного Портсмута. Взметнувшаяся на высоту 170, она напоминает очертаниями знаменитый дубайский отель Бурж аль-Араб ("Парус"). В ее верхней части находится смотровая площадка, в ясную погоду обеспечивающая обзор на расстояние до 37 км.
В настоящее время в Портсмуте насчитывается около 200 тысяч жителей. Применительно к городу (в особенности, к местной футбольной команде) часто употребляется прозвище "Помпеи" (Pompey). Городское население неоднородно по этническому составу. На долю представителей титульной нации приходится 86,4% общего числа жителей. Средняя продолжительность жизни мужчин и женщин, соответственно, 75 лет и 80 лет. Доля населения трудоспособного возраста (мужчины от 16 до 64 лет; женщины от 16 до 59 лет) составляет 67,1% от общей численности населения. Доля экономически активного населения: 78,6% жителей трудоспособного возраста. Средняя величина доходов на территории Портсмута (2008 год; полная занятость): 534 фунта в неделю. Часть местных жителей трудоустроена в соседних городах и населенных пунктах. Средняя величина доходов жителя Портсмута – 475 фунтов в неделю, ниже среднего показателя для Великобритании. Средний размер почасовой оплаты труда — 12 фунтов.
Основообразующую роль в местной экономике играет сектор услуг. На долю государственных и местных органов управления, образовательных учреждений, ЛПУ, торгово-розничных предприятий, объектов размещения, транспортных компаний, предприятий общественного питания, инвестиционно-финансовых компаний и банков приходится 86% от общего числа рабочих мест; на долю производственного сектора и строительства – 10,1% и 3,4% рабочих мест (2007 год). 9,5% рабочих мест приходится на долю туризма и смежных отраслей.
По территории Портсмута и его пригородов проходят автострада А27, шоссе А3 и М27. А27, одна из важнейших транспортных артерий Англии, ведет в восточный Сассекс; А3 соединяет Портсмут с Лондоном; М27 ведет в северную часть графства Хэмпшир. В городе расположены несколько железнодорожных вокзалов. Железнодорожное сообщение связывает Портсмут с Лондоном, Кардиффом, Саутгемптоном, Батом и Бристолем. Действует паромное сообщение с островом Уайт, несколькими городами на побережье Франции и Нормандскими островами. Из международного аэропорта Саутгемптон, расположенного в получасе езды от Портсмута, пассажирские воздушные суда выполняют регулярные рейсы в различные регионы Соединенного Королевства и континентальной Европы. Лондонские аэропорты Хитроу и Гэтвик находятся в полутора часах езды.
Историко-архитектурные памятники: англиканский кафедральный собор Томаса Бекета, католический собор Иоанна Богослова, Королевская гарнизонная церковь, Круглая башня (Round Tower, фортификационное сооружение у входа в гавань), а также несколько фортов, построенных на холме Портсдаун-Хилл в викторианскую эпоху. В число туристических объектов также входят несколько музеев и выставок, в той или иной степени связанных с историей мореплавания и британским военно-морским флотом. Среди них музей королевского военно-морского флота (Royal Naval Museum), музей, посвященный высадке союзнических войск в Европе (D-Day Museum), музей королевской морской пехоты (Royal Marines Museum), музеи истории верфей (Historic Dockyard), аквариум Голубой риф (Blue Reef Aquarium).