Глостер (Gloucester)
Глостер (Gloucester) — город, округ и административный центр графства Глостершир на юго-западе Англии. Глостер находится поблизости от границы с Уэльсом, приблизительно в 51 км к северо-востоку от Бристоля и 72 км к юго-западу от Бирмингема.
Город пересекает река Северн. На востоке протянулись Котсуолдские холмы, к западу от города находится лес Дин-Форест, на севере расположилась гряда холмов Малверн-Хиллз. Климат мягкий и влажный, средняя температура января: +7ºС; в июле столбик термометра редко поднимается выше +23º. Годовая норма осадков: 740 мм, распределение по сезонам относительно равномерное. Пик выпадения осадков приходится на осенне-зимний период; самый сухой месяц - июль.
Удачно расположенная поблизости от переправы через Северн, территория современного Глостера еще в глубокой древности привлекала племена, населявшие Британию, однако в настоящее время не существует прямых свидетельств существования здесь какого-либо бриттского поселения до прихода римлян. Римский город Глевум был основан здесь в 48 году н.э. В 49-м для охраны переправы здесь был построен форт, в 64 года еще один форт появился на сегодняшней территории городского центра. В 75-м, после ухода регулярных частей римской армии, в городе остались демобилизованные солдаты. Городские улицы пересекались под прямым углом, в центральной части располагались административные здания и рынок. С тех пор сохранились следы стен и фундаментов, найдено множество монет, отчеканенных в эпоху римской оккупации. Об истории Глостера в период, последовавший за уходом римлян, известно немногое. Возможно, за городскими стенами жили крестьяне, возделывавшие близлежащие участки земли. Среди обрывочных сведений, дошедших до наших дней, есть краткое упоминание о Глостере в "Истории бриттов" — сообщается, что в число его правителей входил дед Вортигерна, одного из вождей бриттов. В "Англо-саксонских хрониках" содержится упоминание о присоединении Глостера к Уэссексу после Битвы при Деореме в 577 году и его переходе под власть Мерсии в 584-м. Удобное расположение на берегу судоходной реки и основание аббатства Св.Петра в 681 году способствовали быстрому развитию Глостера. В период, предшествовавший нормандскому завоеванию, в городском замке располагалась королевская резиденция; в Глостере также находился монетный двор. Во главе городского управления стоял бейлиф.
Планировка исторического ядра Глостера сложилась на рубеже IX – Х веков. В IХ веке город получил статус бурга. В это время все взрослое мужское население Глостера принимало участие в отражении рейдов датчан. Сохранились сведения о битве с датчанами, произошедшей в 915 году и завершившейся победой жителей Глостера. В начале Х века в город были доставлены мощи Святого Освальда, вскоре Глостер стал центром паломничества. В 1068 году по распоряжению Вильгельма Завоевателя в городе было начато строительство деревянного замка. В следующем веке замок был заново отстроен из камня. Гарнизон замка обеспечивал рынок сбыта продукции местных хозяйств.
Титул графа Глостера учреждался несколько раз. Достоверно известно, что титул первого графа Глостера носил Роберт, незаконнорожденный сын Генриха I, являвшийся одной из ключевых фигур английской истории первой половины XII века — периода, который многие историки обозначают термином "анархия". Грамота, пожалованная городу Генрихом II в 1155 году, предоставляла его жителям ряд прав и привилегий, аналогичных тем правам и свободам, которыми пользовались жители Лондона и Винчестера. Следующая грамота Генриха II даровала горожанам свободу передвижения по Северну. Привилегии, предоставленные первой из грамот, были подтверждены Ричардом I в 1194 году. В конце XII века численность населения приблизилась к цифре 3 500. Еще одна грамота, пожалованная королем Иоанном в 1200 году, значительно расширила перечень прав и свобод, наделив горожан, в числе прочего, правом беспошлинного передвижения по территории королевства. В 1375 году все евреи, проживавшие в городе, были насильственно переселены в Бристоль.
В средние века основным экспортным товаром была шерсть. Сырье для городских кустарных производств (валялен и красилен) поставляли крестьянские хозяйства, расположенные в Котсуолдских холмах. Важными экспортными статьями также являлись изделия из кожи и стали. В городе работали сапожники, перчаточники, шапочники, было налажено производство инструментов, оружия и гвоздей. В это время в Глостере также развивалась рыболовецкая и рыбообрабатывающая отрасль — глостерские рыбаки вели промысел в Северне.
Длительный период упадка начался в XV веке. Среди основных причин экономического спада было усиление конкуренции на рынке торговли шерстью. Кроме того, после покорения Уэльса расположение Глостера утратило стратегическую важность.
В 1483 году Ричард III пожаловал Глостеру статус города-графства, который был подтвержден в 1489-м и 1510-м. Помимо прочего, королевская грамота наделяла купцов правом выбирать мэра и двенадцать олдерменов. Строительство Собора Св. Петра и Святой Неделимой Троицы в аббатстве Св.Петра было начато еще в конце XI века. Сначала здесь была построена церковь, где в 1327 году был похоронен Эдвард II. На одном из витражей помещено изображение игры в гольф, которое принадлежит к числу самых ранних произведений изобразительного искусства, посвященных этой древней игре. По мнению исследователей, оно относится к 1350 году. До середины XVI века город входил в диоцез Вустера. В 1541 году был создан диоцез Глостера во главе с аббатом Тьюксбери Джоном Вейкманом, а церковь аббатства Св. Петра была преобразована в кафедральный собор. В 1555 году, в эпоху преследования протестантов, был сожжен обвиненный в ереси епископ Глостерский Джон Хупер.
Эпидемии чумы, в общей сложности шесть раз охватывавшие Глостер в период с 1565-го по 1637 год, унесли жизни множества горожан.
История Глостера в XVII веке непосредственно связана с событиями Английской гражданской войны. В августе и сентябре 1643-го здесь разворачивались боевые действия, вошедшие в историю под названием Осада Глостера. В противостоянии между Парламентом и королем Глостер принял сторону Парламента. Летом 1643-го армия Карла I, одержав серию побед над войсками Парламента, подошла к стенам города. После падения Сайренчестера Глостер, защищаемый немногочисленным гарнизоном под командованием полковника Мэсси, был одной из последних цитаделей Парламента на западе Англии. На военном совете в Бристоле, выбирая между штурмом ослабленного Лондона и созданием оплота роялистов на юго-западе страны, Карл I отдал предпочтение второму варианту, и армия роялистов двинулась на Глостер. Узнав о планах роялистов, защитники города отправили в Лондон гонцов с просьбой о помощи. 10 августа, когда войска роялистов приблизились к городу, командование обратилось к полковнику Мэсси с требованием немедленной капитуляции. Мэсси ответил отказом, и роялисты начали осаду города, перекрыв водоснабжение и установив артиллеристские батареи неподалеку от южных и восточных ворот. Защитники города подожгли здания, стоящие за городскими стенами. Войска роялистов начали артиллеристский обстрел. В следующие дни гарнизон полковника Мэсси предпринял несколько вылазок, участники которых атаковали огневые позиции противника, захватывали пленных и выводили из строя орудия. Роялисты несколько раз попытались выпустить воду изо рва, окружавшего городские стены, и насыпать переправу. В конце марта пятнадцатитысячная армия парламентаристов под командованием под командованием графа Эссекса выступила из Лондона. Тем временем саперы роялистских войск начали подкоп под городскую стену для подрыва восточных ворот. На помощь гарнизону Глостера пришла непогода: проливные дожди затопили туннель и задержали подрывные работы. В результате у графа Эссекса оказалось достаточно времени, чтобы добраться до Глостера и усилить его оборону своими войсками. Помощь подошла вовремя: у Мэсси оставалось всего три бочонка пороха. 5 сентября роялисты сняли осаду города. После реставрации монархии в 1660 году выяснилось, что Карл II не забыл об Осаде Глостера и не желал оставлять горожан без наказания. Несмотря на то, что Эдвард Мэсси к этому времени стал одним из его преданных соратников из числа генералов, а жители Глостера, добиваясь монаршей милости, поставили памятник Карлу I, он все-таки отдал распоряжение о сносе городских стен и отчуждении городских земель, дарованных Ричардом III в 1485 году. В 1680 году город населяло около 5 000 жителей.
К концу XVIII века торговля шерстью пришла в полный упадок, на ведущие позиции в городской экономике вышло производство булавок. На рубеже веков оно стало главной отраслью местной промышленности, обеспечивая работой около 20% населения. Вторая половина XVIII и начало XIX века в Глостере стали периодом интенсивного развития транспортной сети. Конец XVIII века в истории Великобритании некоторые исследователи называют периодом каналомании (canal mania). Подъем промышленного производства поставил новые задачи перед транспортной системой. Развитие дорожной сети решало лишь часть проблем — доставка таких навалочных грузов, как руда и уголь, а также посуды и других хрупких и бьющихся изделий вызывала большие сложности. Для транспортировки грузов широко использовались речные баржи — их приводили в движение лошади, шедшие по берегам. Но, несмотря на большую протяженность судоходных рек, этот вид транспорта тоже имел очевидные ограничения — реки далеко не всегда вели к новым угледобывающим предприятиям и металлургическим производствам.
В 1759 году Фрэнсис Эгертон, третий герцог Бриджуотер во время поездки по Франции побывал на берегу Лангедокского канала, соединившего Тулузу с Сетом. Вернувшись на родину, он решил перенять зарубежный опыт и проложить канал, связывающий угольные шахты Уорсли с рекой Ирвел, чтобы увеличить объемы перевозки угля в Манчестер. Затем он изменил свое решение — не стал соединять канал с рекой и провел его напрямую к Манчестеру, что избавило его от необходимости выплачивать пошлины за транспортировку грузов по Ирвелу. Вскоре после открытия канала, состоявшегося в 1776 году, цены на уголь снизились вдвое, и без того немалое состояние герцога Бриджуотера увеличилось еще больше, а промышленники и торговцы срочно занялись подсчетом свободных средств. Последующие десятилетия стали эпохой повсеместного строительства каналов. Инвесторы по всей стране вкладывали значительные средства в самые разнообразные проекты каналов, далеко не все из которых на поверку оказывались рентабельными. Большая часть каналов была завершена к 1815 году. В последующие десятилетия более перспективным объектом инвестиций стали железные дороги.
Каналомания не обошла Глостер стороной. В 90-х годах XVIII века началось строительство канала Глостер-Шарпнисс, связавшего город с устьем Северна. Реализация проекта заняла более тридцати лет и неоднократно прерывалась из-за недостатка средств. Завершенный в 1827-м канал Глостер-Шарпнисс стал одним из самых широких и глубоких в Соединенном Королевстве. Канал Херефордшир – Глостершир, строительство которого завершилось в 1845 году, соединил Глостер с Херефордом. В настоящее время эти каналы входят в число туристских достопримечательностей и не используются для перевозки грузов.
Во второй половине столетия в городе работали лесопильни и мукомольные мельницы, шел выпуск орудий сельхозпроизводства, развивалась судостроительная промышленность. Производство булавок было свернуто. Глостер не стал значимым промышленным центром, но остался крупным торговым городом. В 1850-х открылся новый рынок Истгейт. Численность населения неуклонно росла, и к концу века достигла отметки 47 000.
Железнодорожный вокзал Глостера, открывшийся в 1840 году, был конечной станцией линии Бирмингем – Глостер. Железнодорожное сообщение с Бристолем было установлено 1844 году. Линия, соединившая Ледбери с Глостером, была сдана в эксплуатацию в 1885мгоду. Развивалась и система городского общественного транспорта. В 1879-м на улицы Глостера вышли конки; в 1904 году их сменили электрические трамваи (четверть века спустя они, в свою очередь, уступили место автобусам).
Начало XX века связано с развитием авиационной промышленности. В 1917 году была основана авиастроительная компания Gloucestershire Aircraft Company (впоследствии переименованная в Gloster Aircraft Company). В 1934-м она вошла в состав Hawker Aircraft, но продолжала выпуск самолетов под собственной маркой. В том же году начался выпуск знаменитых истребителей-бипланов Gloster Sea Gladiator. Эти самолеты состояли на вооружении Королевских ВВС и ВМФ в первые годы Второй Мировой и экспортировались в четырнадцать стран. В конце 1930-х глостерские заводы освоили производство моделей самолетов, спроектированных материнской компанией: в 1939 – 1942 годах было выпущено 2 750 истребителей Hawker Hurricane, после чего компания перешла на выпуск истребителей-бомбардировщиков Hawker Typhoon. В 1943 году на авиационных заводах Глостера началось производство Gloster Meteor — единственного реактивного истребителя союзнических войск, принимавшего участие во Второй мировой войне. Выпуск боевой техники продолжился в послевоенные десятилетия. В начале 1950-х в Глостере был построен двухместный всепогодный перехватчик Gloster Javelin, совершавший полеты на высоте до 15 000 метров.
Длины взлетно-посадочной полосы в Броксворте оказалось недостаточно для его взлета, поэтому Gloster Javelin выпускался в минимальной комплектации, затем заправлялся минимальным количеством горючего и совершал пятикилометровый "прыжок" на юг, на аэродром Королевских ВВС в Мортон Вэленс, где выполнялась его доукомплектация. Однако недостаток ресурсов вызвал неуклонное сокращение объемов производства, и в первой половине 60-х, после нескольких слияний и реорганизаций оно было окончательно свернуто. На месте авиационных заводов и взлетной полосы в настоящее время находятся жилые и офисные здания.
Помимо авиационных заводов, городская промышленность послевоенных лет была представлена производством сельскохозяйственного оборудования и железнодорожного подвижного состава. Эти отрасли впоследствии утратили свою значимость. Послевоенные десятилетия стали временем крупных градостроительных проектов. В 1950-х годах продолжилась расчистка городских трущоб, начавшаяся еще в 1920-х. Их место заняли комфортабельные жилые здания.
Железнодорожная линия Глостер – Ледбери была выведена из эксплуатации в 1964 году; грузоперевозки по каналу Глостер – Шарпнисс прекратились в середине 1980-х; эксплуатация канала Херефордшир – Глостершир была прекращена тридцатью годами раньше. Портовые сооружения, большая часть которых была построена в викторианскую эпоху, пришли в запустение. В 1980-х годах была проведена широкомасштабная программа их реконструкции. Часть зданий отправилась под снос, уступив место рекреационным зонам, в некоторых из опустевших доков и складов разместились музеи, рестораны и бары; были построены несколько жилых домов. Этот обновленный район ежегодно посещает около миллиона туристов.
Пешеходный торговый район с современными торговыми центрами и множеством бутиков расположился в центральной части города. Здесь протянулись, образовав крест, четыре торговые улицы с незамысловатыми названиями Нортгейт, Саутгейт, Истгейт и Уэстгейт. На Истгейт находится крытый рынок, где идет торговля традиционной для этого региона сельхозпродукцией, в т.ч. знаменитыми глостерскими сардельками и сырами.
В наши дни в Глостере насчитывается приблизительно 115 300 жителей (2008 год). 7,5% жителей — выходцы из стран Азии, Африки и Карибского региона. Доля населения трудоспособного возраста (мужчины от 16 до 64 лет; женщины от 16 до 59 лет) составляет 62% от общей численности населения. Доля экономически активного населения: 81,7% населения трудоспособного возраста – немного выше среднего показателя для Великобритании. Уровень безработицы: 4,6% (июнь 2009). Специалисты с высшим образованием составляют 23% населения трудоспособного возраста. Средняя величина доходов на территории Глостера (2008 год; полная занятость): 485 фунтов в неделю. Часть местных жителей работает в соседних городах. Средняя величина доходов жителя Глостера: 417 фунтов в неделю, ниже, чем в среднем по Великобритании. Существует ощутимое различие между средней величиной доходов мужчин и женщин (соответственно, 518 фунтов и 358 фунтов в неделю). Средний размер почасовой оплаты труда: 9 фунтов. Основообразующую роль в районной экономике играет сектор услуг. На долю государственных и местных органов управления, образовательных учреждений, ЛПУ, торгово-розничных предприятий, объектов размещения, транспортных компаний, предприятий общественного питания, инвестиционно-финансовых компаний и банков приходится, в общей сложности, 86,6% от общего числа рабочих мест; на долю производственного сектора и строительства – 8,5% и 3,6% рабочих мест (2007 год). Хорошо развит кредитно-финансовый сектор. В Глостере находится знаменитый банк Cheltenham & Gloucester. 9,8% рабочих мест приходится на долю туриндустрии и смежных отраслей. Величина въездного турпотока: 5,9 миллионов прибытий в год. В Глостере находится один из пяти кампусов Университета Глостершира, созданного в 2001 году на базе Института механики, основанного в 1834-м.
К востоку от города пролегает автострада М5, соединяющая Вест-Бромвич c Эксетером. Шоссе А38 пересекает Глостер с севера на юг, соединяя его с Тьюксбери и Бристолем. А40 ведет на восток в Челтенхем и на запад, в лес Дин-Форест. Шоссе А46 и A4173 соединили Глостер со Страудом; А417 ведет на юго-восток в Сайренчестер и на северо-запад в Ледбери. Железнодорожное сообщение связывает Глостер с крупнейшими английскими городами, в том числе Лондоном, Бирмингемом, Бристолем, Кардиффом и Ноттингемом.
В кафедральном соборе Глостера снято несколько эпизодов из кинолент о приключениях Гарри Поттера: "Гарри Поттер и философский камень", "Гарри Поттер и тайная комната", "Гарри Поттер и принц-полукровка". Ежегодно собор принимает приблизительно 331 000 посетителей.
В городе располагается множество памятников церковной архитектуры. Среди них есть несколько церквей, посвященных Святой Деве, церкви Св.Николая и Св. Михаила, а также руины монастырей — францисканского и доминиканского. По мнению исследователей, благодаря такому обилию религиозно-культовых заведений в средние века на свет появилась присказка "as sure as God\'s in Gloucester" ("как Бог в Глостере"; русский аналог — "как Бог свят"). Возможно, именно она дала повод для скептического наблюдения Кромвеля, заметившего, что "в Глостере больше церквей, чем набожности". Среди других памятников средневековой архитектуры, сохранившихся в Глостере до наших дней, есть несколько домов с фахверками и щипцовыми крышами. Самое известное из таких зданий — гостевой дом Нью Инн, построенный в середине XV века неподалеку от Глостерского аббатства для размещения паломников. В число туристских достопримечательностей также входят Городской музей и картинная галерея (City Museum and Art Gallery), загородные парки Крикли-Хилл и Робинсвуд-Хилл, Национальный музей водных транспортных путей, дом глостерского портного, орнитологический парк Принкнэш, музей детской писательницы Беатрисы Поттер.
Весной 1994 года двое жителей Глостера — супруги Фред и Роуз Уэст — были арестованы по подозрению в двенадцати убийствах женщин и девушек, совершенных в период с 1967-го по 1987 год. Дом супружеской четы, в котором были найдены останки многих жертв, был впоследствии отправлен под снос.
А в число стяжавших добрую славу уроженцев Глостера входят проповедник Джордж Уайтфилд, издатель и филантроп Роберт Рейкс, основавший первую в Англии воскресную школу в 1780 году, музыкальный историк и композитор Джон Стаффорд Смит, одно из музыкальных произведений которого положено в основу государственного гимна США, изобретатель Чарльз Витстоун, композитор и поэт Айвор Герни, писатель Уильям Эрнест Хенли.