Хэллоуин
Хэллоуин, который еще совсем недавно широко праздновался лишь в Великобритании, Ирландии, США и Канаде, теперь приобретает все большую популярность в Европе и постепенно осваивает территорию стран СНГ. И это не удивительно, ведь в странах британской культуры этот праздник считается самым массовым после Рождества. К примеру, ежегодно американцы тратят на Хэллоуин около 2,5 миллиардов долларов.
Что мы знаем об этом празднике, откуда он берет свое начало. Является ли Хэллоуин чем-то большим, чем просто ночь, когда дети, переодевшись в разные костюмы, собирают сладости? Чтобы во всем этом разобраться, нужно лишь заглянуть в историю — на несколько тысячелетий назад…
В дохристианскую эпоху земли современной Англии и Ирландии населяли кельтские племена. Год у них состоял из двух частей — лета и зимы. Они были язычниками и как верховного бога почитали бога Солнца, который, по приданию, в течение каждой зимы находился в плену у Самхэйна — властелина мертвых и князя тьмы.
Именно в день, соответствующий нашему 31 октября, древние кельты отмечали свой главный праздник — Самхэйн (Samhain). Этому празднику кельты придавали очень большое значение, так как он означал окончание сбора урожая и символизировал конец старого и начало нового года.
Еще Самхэйн — это ворота в зиму. Мы до сих пор склонны воспринимать зиму с неприязнью. Кажется, что все живое умирает. Являясь язычниками, кельты верили в зарождение жизни из смерти, а приход смерти рассматривали в этот день как приход жизни. По легенде, белая пустыня, где живет Самхэйн, необычайно красива. Она освобождена от всего лишнего, наносного. Его время — это время сбросить груз забот и сует, накопившихся за лето и потерявших свое значение, следуя примеру деревьев, которые освобождаются от листьев, отживших свой срок. Ведь если деревья не сбросят их, мертвые листья не дадут им возможность ожить вновь весной. Легенда гласит, что в эту ночь Самхэйн открывает ворота в прошлое и будущее. 31 октября лето сменялось зимой, день — ночью, жизнь — смертью, и все барьеры между материальным и сверхъестественным мирами устранялись, ворота между ними открывались на одну ночь Две стихии становятся доступны в настоящем. Это время, когда человек не ограничен клеткой своего времени и может осознать свое место в паутине вечности. Однако переход в другое пространство или время обычно бывает болезненным. Ворота хорошо охраняются. Ведьмы и демоны — герои Хэллоуина — это тени хранителей ворот…
Не удивительно, что с Самхэйном было связано множество обрядов и обычаев. Так, в Ирландии в этот день в главный город страны, священную Тару, собирались все воины Фианны — благородного ирландского воинства, а по возможности — и все остальное население страны; устраивался огромный пир, который продолжался как днем, так и ночью. Исследователи истории кельтов полагают также, что в день Самхэйна люди тушили весь огонь в домах, чтобы вновь зажечь его от огня друидов — своих жрецов, являвшихся одновременно учеными, поэтами и духовными вождями (согласно другим источникам, друиды являлись еще и неким мистический орденом, контролировавших все аспекты жизни кельтского народа). Также считалось, что в ночь Самхэйна завеса, разделяющая мир людей и мир сидов (волшебных существ, настроенных по отношению к людям нейтрально или враждебно), становится на столько тонкой, что люди и сиды могут проникать в миры друг друга. Поэтому, с точки зрения кельтов, риск встретить сида в ночь Самхэйна был очень велик. Другими словами, это был день, когда потревоженные духи, демоны, гоблины и прочие мистические существа могли с наибольшей легкостью прийти в материальный мир. Именно поэтому люди одевались так же, как эти существа, и ходили по домам, прося еду для умиротворения нечистой силы. Поскольку Самхэйн олицетворял конец года, то он являлся наиболее удобным временем для общения с духами и умершими. Наконец, в Самайн устраивались разнообразные гадания.
В I в. нашей эры, когда римляне завоевали кельтскую территорию, кельты уже праздновали Самхэйн на протяжении нескольких веков. Римляне не стали выступать против этого праздника, потому что он совпадал с их собственным Днем Помоны — богини растений. В некоторых областях римляне и кельты жили вместе, поэтому вполне логично, что Самхэйн стал постепенно «растворяться» в римской традиции.
Христианизация островов Британии и Ирландии привела к тому, что населению пришлось отказаться от кельтских языческих обычаев. Однако память о Самхэйне осталась жить в поколениях обитателей Ирландии и Шотландии.
Дальше нас история забрасывает в VII век, когда Папой Бонифацием IV было перенесено празднование Дня всех святых с 13 мая на 1 ноября (тогда этот день посвящали тем святым, у которых не было своего праздника в течение года). День накануне — 31 октября — в средневековом английском языке получил название All Hallows Even, или All Hallows Eve (что означает «вечер всех святых»). Позже его стали называть Hallowe\'en, и в конце концов — Halloween. К этому времени кельты уже не представляли обособленного народа для Империи, друиды также исчезли. «Совместив» христианский и языческий праздники, Папа, видимо, надеялся на постепенное искоренение языческих традиций. Но, как оказалось, совпадение дат привело к тому, что языческий праздник не только выжил, но и неразрывно сросся в народном сознании с праздником церковным, из-за чего Хэллоуин приобрел окраску Самхэйна и буйно отмечался. При этом представления о сидах, проникающих в мир людей, в средневековом христианском сознании превратились в представления о нечистой силе, выходящей в этот день пугать благочестивых обывателей. Именно поэтому в эпохи Средневековья и Нового времени Хэллоуин облюбовали ведьмы, обязательно устраивавшие в этот день шабаш.
С постепенным превращением Самхэйна в День всех святых родилась игра «Угощай или пожалеешь», популярная и в наши дни. Заключается она в том, чтобы «откупиться» сладостями от детей, которые настойчиво стучат в дверь. В случае отказа весьма велика вероятность обнаружить ручки дверей полностью вымазанными сажей… Кроме того, появилась традиция вырезать на картофелинах или репках страшные рожицы и помещать внутрь свечи — получался своеобразный фонарь. Легенда гласит, что его изобрел скупой и хитрый ирландский кузнец по имени Джек. Он сумел два раза обмануть Дьявола и получил от него обещание не покушаться на собственную душу. Однако за свою греховную мирскую жизнь ирландец не был допущен и в Рай. В ожидании Судного дня Джек должен был бродить по Земле, освещая себе путь кусочком угля, защищенным от дождя обыкновенной тыквой. Отсюда и название фонаря — Jack-o-lanterns.
В канун Хэллоуина многие увлекаются вырезанием фонарей-страшилок из тыкв. Однако кое-кто достигает в этом, казалось бы несложном занятии, больших высот.