Надо позвонить!

Москва: +7 495 37-47-356
Питер: +7 812 493-35-34

Английские группы

Massive Attack

Трудно даже приблизительно вычислить, какой процент танцевальной музыки 90-х обязан самим фактом своего появления на свет, своим норовом и мастью творчеству бристольской команды Massive Attack. Для одной из наиболее новаторских, ярких и влиятельных групп своего поколения звание пионера трип-хопа — всего лишь констатация факта. Их гипнотизирующее звучание, мрачная чувственность и филигранная переплавка хип-хоп-ритмов, вводящие в транс мелодии, сэмплы «ручной работы» — все это наводит трепет на трип-хоперов всех цветов кожи и вероисповеданий. Среди знаменитых «должников» Massive Attack отметим только нескольких: Portishead, Sneaker Pimps, Beth Orton, ни одна биография которого, кстати, не обходит стороной его причастность к сотворению мифа по имени Massive Attack. 

Все началось в далеком 1988 году, когда на обломках распавшегося хип-хоп коллектива The Wild Bunch Роберт 3D Дель Найа (Robert Del Naja), Грант Daddy G Маршалл (Grant Marshall) и Эндрю Mushroom Воулэз (Andrew Vowles) решили сформировать новую музыкальную группу Massive Attack. Первый сингл группы (кавер-версия песни авторства Rufus & Chaka Khan), записанный совместно с Кэрлтоном (Carlton) носил название «Any Love». Позже эта композиция была перезаписана совместно с Тони Брэйном (Tony Bryan) и издана на следующем сингле «Daydreaming» в 1990 году. В записи сингла также приняли участие Шара Нельсон (Shara Nelson) и Трики (Tricky).

Группу The Wild Bunch, основу Massive Attack, собранную в конце семидесятых Daddy G, правильнее было бы назвать не музыкальным коллективом, а скорее звуковой системой, по крайней мере, сами они себя называли именно так. И, скорее всего это было самым метким определением того, что они из себя представляли. Команда людей выросших на смеси культур хип-хопа и рэггей, они устраивали бешеные вечеринки в самых заброшенных и криминальных районах города Бристоль, играя адскую смесь из всех мыслимых и немыслимых стилей музыки.
«Мы — барометр всей хорошей музыки, появлявшейся с 1977 года до настоящего времени, — говорит Daddy G. — От панка, новой волны и новых романтиков до хип-хопа, хауса, эйсид-хауса, прогрессива и назад к хип-хопу… Мы прошли через все это. Massive Attack представляют собой целую группу людей, которые изначально могли бы стать ди-джеями, но, в конце концов, без какой-либо подготовки оказались в студии. И понимаете, мы оказались там только из-за своей любви к музыке. У нас не было никаких амбиций стать группой или поп-звездами. Мы были антигруппой. Теперь мы группа».


Помимо Daddy G в состав The Wild Bunch входили Клод Вильямс (Willie Wee), Майлз Джонсон (DJ Milo) и небезызвестный Нелли Хупер (Nellee Hooper)(после распада WB он успел поучаствовать в работе с коллективом Soul II Soul, занимался сольной карьерой, поработал с Massive Attack, потом занялся продюсированием и работал с такими знаменитостями, как Шинейд O’коннор (Sinéad O’Connor), Бьёрк (Björk), Мадонна (Madonna)). Позже к звуковой системе присоединились Mushroom, 3D и Tricky.

Вспоминает Mushroom: «Однажды, возвращаясь из школы, я услышал из открытого окна машины неожиданную смесь музыки. Никогда раньше ничего подобного не слышал. Я сразу же сел в автобус и поехал в этот магазин, „Revolver“. За стойкой был огромнейший мужик, я к нему подхожу и говорю: „Дайте мне эту сумасшедшую музыку, которую я только что слышал!“ Я понятия не имел, как она называлась. Говорю: „Там сумасшедший ритм! Абсолютно безумный ритм!“ И этот парень за стойкой дал мне пару альбомов электро. На них везде были наклейки с надписью „The Wild Bunch“. Я спрашиваю: „Wild Bunch? Кто это? Они как-то связаны с этой музыкой?“ А он мне: „Wild Bunch — это я“».

Massive Attack тоже изначально были не столько группой, сколько собранием музыкантов, рэперов и ди-джеев, главной целью которых было создать музыку вокруг уличного искусства. По большому счету, никто даже не планировал создавать группу, просто так сложилось, что в один момент совершенно разные люди оказались в студии, работая над альбомом Нене Черри (Neneh Cherry), и позже, по совету друзей, решили провести некий музыкальный эксперимент.

В 1991 году Massive Attack выпустили свой первый альбом «Blue Lines». Представляя собой смесь замедленного хип-хопа с рэггей, в грамотных пропорциях разбавленную джазовыми сэмплами и приукрашенную речитативами Трики и 3D, а также чудесным вокалом Шары Нельсон и легенды рэггей Хорэса Энди (Horace Andy), диск произвел фурор среди любителей музыки во всем мире. В нагрузку к альбому группа приготовила три сингла «Daydreaming», «Unfinished Sympathy» и «Safe From Harm». Клип на второй до сих пор регулярно показывает каждый уважающий себя музыкальный канал, а ди-джеи из разных стран мира до сих пор делают ремиксы на эту композицию. Чем не доказательство бессмертия трэка?

Альбом «Blue Lines» существует в двух вариантах оформления обложки — один под именем группы «Massive Attack», другой под именем группы «Massive». Это связано с тем, что в момент выхода диска велись военные действия и чтобы не вызывать ненужных ассоциаций группу попросили на время сменить название.

В 1992 году вышли несколько ремиксов и переработанных композиций. Новый же альбом («Protection») выходит лишь в 1994. Вообще, скорость работы Massive Attack — больная тема всех поклонников группы. Для коллектива вполне нормально выпускать по одному альбому раз в три-четыре года. К тому же Massive Attack не любят находиться на одной точке. Каждый новый диск — это стремление уйти от звука, настроения и содержания диска предыдущего. Поэтому тех, кто ожидал продолжения «Blue Lines» ждало разочарование. Новый альбом был намного медленнее и неторопливее предыдущего, стало меньше готовых сэмплов, больше живого звука, вокал Шары Нельсон сменили голоса Трэйси Торн (Tracey Thorn) и Николетт (Nicolette). В записи поучаствовал и известный композитор Крэйг Армстронг (Craig Armstrong), он сыграл на пианино в композициях «Heat Miser» и «Weather Storm», а так же провел оркестровую партию в «Sly». Massive Attack стали взрослее, и их музыка повзрослела вместе с ними. К сожалению, из-за этого от группы отвернулись многие поклонники ее творчества, впрочем, это поспособствовало и появлению новых фэнов.

«Потом мы сделаем что-то другое и половина людей, которые это услышат, возненавидят это. Бл*дь, правильно! Это демократия!» — 3D о различиях между альбомами Massive Attack.

В 1995 году от группы окончательно отделился и занялся собственным творчеством Трики. Примерно в это же время (чуть раньше) мировую сцену потряс еще один бристольский коллектив — Portishead. Что любопытно, в одной из композиций с первого альбома Трики «Maxinquaye» а именно в трэке «Hell Is Round The Corner» используются основная басовая тема из песни Portishead «Glory Box» (в оригиале сэмпл из песни «Ike’s Rap II» Айсака Хейза (Isaac Hayes))и лирика из песни Massive Attack «Eurochild». В другой композиции Трики «Overcome» с того же альбома текст песни идентичен «Karmacoma» с альбома Massive Attack «Protection». Massive Attack же выпустили альбом ремиксов «No Protection», на котором были композиции со второй пластинки группы в дабовой обработке Mad Professor’а. К сожалению, основная масса поклонников группы не приняла этот диск, оказавшийся ну слишком дабовым.

Помимо этого, Massive Attack, которые работают медленно, но и без дела сидеть не любят, выпустили кавер-версию песни «I Want You» Марвина Гэя (Marvin Gaye), записанную вместе с Мадонной, а также совместно с все той же Трэйси Торн записали трэк «The Hunter Gets Captured By The Game» для кинофильма «Бэтмэн Навсегда» («Batman Forever»).

В 1996 году Massive Attack основали собственный лейбл «Melankolic», первой записью на котором стал сингл Хорэса Энди (певца хоть и не считающегося участником группы, но участвовавшего в записи всех альбомов Massive Attack) «Skylarking». Так же на этом лейбле выпускались Крэйг Армстронг, группа Alpha и многие другие музыканты.

В 1998 году вышел «Mezzanine» — третий альбом Massive Attack. По всему миру было распродано более 2,5 миллионов копий этой пластинки. Записанный совместно с Лиз Фрэйзер (Elizabeth Fraser) из группы Cocteau Twins и Сарой Джей (Sara Jay), а так же неизменным Хорэсом Энди, новый альбом практически не содержал сэмплов — их заменили живые инструменты и прослойка из сочной тяжелой электроники. Общее настроение было мрачным и параноидально-депрессивным. Композиция «Angel» с этого диска была использована более чем в восьми саундтрэках к различным фильмам, композиция «Teardrop» стала мировым хитом, а видеоклип на нее получил приз MTV. Тут дело не обошлось без казусов, на церемонии вручения награды 3D устроил маленький саботаж. Дело в том, что некая почетная гостья королевских кровей, а именно Сара Фергюсон (Герцогиня Йорка) неправильно произнесла название группы. В результате 3D демонстративно отказался пожимать ей руку «промазав» мимо рукопожатия, а после, получив приз, заявил: «Fuck you very much!».

Однако поиск нового звука в этот раз привел к разрыву внутри коллектива и спустя какое-то время из группы ушел Mushroom. 3D и Нейл Дэвидж (Neil Davidge)(продюсер альбома «Mezzanine») начали работу над новым диском, но в результате все пошло наперекосяк и группа в результате похоронила около 80 часов записанного материала. Каждый начал заниматься собственным делом: 3D участвовал в антивоенных акциях и стал больше времени уделять изобразительному искусству (раньше 3D увлекался граффити и принимал непосредственное участи в оформлении всех дисков группы), Daddy G стал больше времени уделять семье и сольной карьере ди-джея. В прессе начали муссироваться слухи о распаде группы.

Как ни странно, художник и дизайнер 3D — дальтоник. Он не отличает красного от зеленого, коричневого от синего, розового от белого. «Я вижу, что это разные цвета, — поясняет он. — Но, наверное, в моем описании они будут выглядеть не так, как в вашем. Я слышал, что скоро появятся специальные линзы, корректирующие цветовосприятие. Но я не хочу их носить. Цветовая слепота — это не такая уж плохая штука. Во всяком случае, мне хочется так думать. Благодаря ней многое видится по-другому, и это интересно».

В результате, 3D и Нейл Дэвидж, пригласив Хорэса Энди и Шинейд О’коннор, с нуля записали новый альбом, который назвали «100th Window». Полностью отказавшись от использования сэмплов и записав все вживую, Massive Attack выдали (как всегда) что-то совершенно новое и совершенно на себя не похожее. Звук стал холодным, гипермедленным, сочным и глубоким. Для оформления обложки были заказаны несколько стеклянных человеческих фигур в полный рост, которые разбивались дробью из ружей, что в процессе фотографировалось известным фотографом и режиссером Ником Найтом (Nick Knight) (ранее он уже принимал участие в оформлении обложки для «Mezzanine»). Записав альбом, группа отправилась в мировой тур, и тут поклонников ждал приятный сюрприз — в группу снова вернулся Daddy G. На концертах Massive Attack поразили всех огромным монитором, устанавливающимся за сценой. В процессе выступления на него транслировалась различная информация — от прогноза погоды до антивоенных лозунгов, причем все заботливо переводилось на язык страны, где проходило выступление. Видео сопровождение очень гармонично дополняло музыкальное содержание и по части воздействия на зрителя Massive Attack, пожалуй, достигли вершины мастерства.

Финансовый успех «Mezzanine» и «100th Window» позволил воплотить в жизнь заветную мечту 3D и Нейла Дэвиджа — создать собственную студию звукозаписи. Первыми записями на новом месте стали два саундтрэка к фильмам «Дэнни цепной пес» («Danny the Dog») и «Парень Пуля» («Bullet Boy»).

В начале 2006 Massive Attack решили оглянуться назад и выпустить сборник лучших песен «Collected» и как дополнение к нему, DVD со всеми клипами группы и ранее не издававшимся материалом. Также Massive Attack записали новую композицию «Live With Me» с известным джазовым исполнителем Терри Калье (Terry Callier) и выпустили промо-сингл «False Flags/United Snakes». После этого группа вновь прокатилась по миру с выступлениями и приступила к записи нового альбома, который носил рабочее название «The Weather Underground». Однако, несмотря на клятвенные заверения выпустить диск в феврале 2007 года, нового материала от Massive Attack не дождались. Практически весь год от коллектива не было ничего слышно, кроме слухов о том, что вроде как они работают с целой тучей приглашенных исполнителей — назывались такие имена как Лиз Фрейзер, Майк Пэттон (Mike Patton), Дот Аллисон (Dot Allison), Mos Def, Алис Расселл (Alice Russell), Хоуп Сендовал (Hope Sandoval), Деймон Албарн (Damon Albarn) и многие другие. Однако, ничего публика так и не дождалась. А рабочее название альбома оказалось очередной мистификацией 3D. 

Впрочем, нельзя сказать, что Massive Attack совсем уж залегли на дно. Роберт Дель Найа и Нейл Девидж под псевдонимами «One Point Six» и «100 Suns» поучаствовали в записи музыкального сопровождения к некоторым рекламным роликам и трем фильмам: «Trouble The Water», завоевавшему Приз Большого Жюри на фестивале Sundance Film Festival, документальному фильму «In Prison My Whole Life» и «Battle In Seattle», повествующем о пяти днях в 1999 году, когда антиглобалисты сорвали встречу членов ВТО.

Летом 2008 года Massive Attack курировали фестиваль «Meltdown», который проходил с 15 по 22 июня в Лондоне. Помимо выступлений группы, были представлены различные шоу, инсталляции, фильмы. Прямо перед этим, группа прокатилась по миру с новым туром, не обделив вниманием Россию и Прибалтику. Во время этого тура фаны смогли услышать восемь новых композиций и увидеть новых исполнительниц женских вокальных партий: Стефани Доусен (Stephanie Dosen) и Йоланду Куэрти (Yolanda Quarty).

Осенью 2009 года выходит мини-альбом (EP) «Splitting The Atom».
8 февраля 2010 года вышел новый студийный альбом группы «Heligoland». Вокалистами на альбоме выступили Хорэс Энди, Мартина Топлей-Бёрд, Дэймон Албарн, Хоуп Сэндовал, Гай Грави, Грант Маршалл и Роберт Дель Ная.


 
 


Москва+7 495 37-47-356
Питер+7 812 493-35-34
Екатеринбург
+7 343 385-10-05
mail@londonmania.ru
 
 

Реклама на сайте

© Londonmania.ru 2007-2024



Создание сайта