Английская Национальная опера (English National Opera)
Английская Национальная Опера (ENO) — национальная оперная английская компания, одна из двух лондонских компаний, наряду с Королевской Оперой в Ковент-Гарден. Она известна благодаря мощному театральному стилю представления оперы и множеству талантливых, но неизвестных исполнителей современных произведений. Все выступления проходят на английском языке. Компания выступает в Лондонском Колизее в Сент-Мартин Лейн (St. Martin\'s Lane).
В 2005-20006 гг. ENO организовала шестнадцать постановок, их посетили 216,236 человек.
История
В 1898 г. Лилиан Байлис представила серию оперных концертов в театре Олд Вик. Около десяти лет назад она основала здесь свою театральную компанию, сначала делая постановки «сокращенных» пьес Шекспира. К компании присоединилась небольшая группа танцоров, открылся Театр Садлерс Вельс, и была основана Оперная Компания Вик-Вельс. В последствие танцоры отделились от Вик-Вельс и сегодня известны как Королевский Балет.
Компания гастролировала по стране, пока театр был закрыт на время Второй Мировой Войны. Потом вернулась под названием Оперная Компания Садлерс-Вельс, и театр был открыт постановкой Бенджамина Бриттена Питер Граймс (Peter Grimes), музыка была написана первым английским оперным композитором с тех пор как Перселл получил международное признание (помимо Артура Салливана, написавшего популярные Оперы Савойя и всего лишь одну серьезную оперу, Иванхое/ Ivanhoe). Бойд Нил руководил компанией в 1944-1946 гг. В 1968 г. Опера Садлерс-Вельс переместилась из Театра Садлерс Вельс в Колизей; шесть лет спустя компания была переименована в Английскую Национальную Оперу.
Самый лучший период в истории ENO относится к 1980-м гг. под руководством Питера Джонаса в качестве генерального директора, Давид Путни в качестве художественного директора и Марка Элдера в качестве музыкального директора; эти годы известны как «Пауэр Хауз» ("Power House"). В 1984 г. ENO стала первой британской оперной компанией, гастролировавшей по США, после Оперной Компании Д\'Ойли Карт (D\'Oyly Carte Opera Company) и в 1990 г. стала первой крупной иностранной компанией, гастролировавшей по СССР. Вскоре после переезда в Лондонский Колизей началась его реконструкция, продолжавшаяся до 2004 г. Пока Колизей был закрыт на реконструкцию ENO временно переехала в Барбакан Центр. Мартин Смит, ставший председателем в 2001 г., помог профинансировать реконструкцию.
В начале XXI века ENO пережила период художественных, административных и финансовых трудностей. В июле 2002 г. Николас Пайне подал в отставку с места Генерального Директора ENO под давлением Смита. Его преемником стал Син Доран, чье назначение было очень спорным вопросом, потому что у него раньше не было опыта руководства оперной компанией, только на фестивалях. Одно из достижений Дорана – выступление Ричарда Вагнера на Фестивале Гластонбари (Glastonbury Festival). Однако небольшая выручка и критические отзывы вызвали у Дорана проблемы с руководством.
В декабре 2003 г. музыкальный директор Пауль Даниель сообщил о том, что покидает свой пост, как только закончится его контракт в 2005 г. Кроме того, незадолго до увольнения у Даниеля возникли проблемы с Дораном. В феврале 2005 г. Доран объявил, что Олег Каетани заменит Даниеля на посту музыкального директора с января 2006 г.; Каетани, взявший фамилию свой матери, - сын Игоря Маркевича.
29 ноября 2005 г. Доран отказался от должности художественного директора во время первого же рабочего сезона. В декабре 2005г. назначение Каетани на пост музыкального директора было отменено за месяц до того, как он должен был вступить в должность. Чтобы заместить Дорана Смит решил разделить обязанности между двумя людьми, Лоретта Томази стала исполнительным директором и Джон Берри – художественным директором. Однако и эти замещения стали почвой для споров, потому что эти должности не существовали и их обязанности не были разграничены на уровне Художественного Совета. Смит подвергся серьезной критике за это решение и в декабре 2005 г. он заявил о своем уходе. Берри также пострадал от критики из-за кастинга певцов в ENO.
В марте 2006 г. ENO объявил новым музыкальным директором Эдварда Гарднера, который вступил в должность с мая 2007 г. сроком на 3 года.
В 2007-20088 гг. Английская Национальная Опера пережила резкий рост числа исполнителей до тридцати лет. План был составлен два года назад для молодых исполнителей, в результате чего численность состава возросла до 5,600 членов, и теперь это самый крупный оперный театр в Европе. За последние 12 месяцев рост составил 72%. В новом 2008-2009 сезоне ENO надеется устроить выступление лучших исполнителей за десятилетие. Резиденция ENO, Колизей, повысил заполняемость залов до 85% против 68% в прошлом году.
Репертуар
Хотя в ENO все оперы исполняются на английском, в июне 2005 г. было принято решение сопровождать выступление титрами. В мае-декабре 2007 г. ENO представила публике следующие оперы: Магическая Флейта (The Magic Flute), Коронация Поппеа (The Coronation of Poppea), Кармен (Carmen), Аида (Aida) и Поворот Винта (The Turn of the Screw).
За долгие годы в оперном коллективе сформировались некоторые образцы в репертуаре и в сценическом искусстве. Для самых крупных и известных опер готовятся специальные костюмы и декорации. Газета Таймс в июле 2002 г. напечатала комментарий к заявлению генерального директора Николаса Пейна об отказе от должности, что вызвало противоречивые комментарии:
«Целью должно быть создание новой аудитории, которая сегодня не посещает оперу, например, вовлечение среднего класса: именно этот слой населения Пейн пытался привлечь в Колизей…» (подписано директором Тимом Альбери, Ричардом Джонсом, Джудом Келли, Фильдой Ллойд, Деборой Варнер и Франческой Замбелло).
«Когда Николас Пейн работал в качестве директора, он всегда казался сконцентрированным скорее на себе, чем на оперных постановках, его работа в качестве либреттиста и композитора была основной причиной снижения посещаемости Лондонского Коллизея» (от музыкального критика Алана Блиса).
Лучшими постановками ENO были две из цикла Вагнерс Ринг (Wagner\'s Ring); регулярно вниманию зрителей представляются новые оперы; возрождаются легкие оперы, оперетты (в основном благодаря Гилберту и Сулливану) и мюзиклы; стало меньше опер бельканто, где вокальные данные важнее, чем музыкальное и драматическое содержание.
Ринг Сайкл
Ринг Сайкл Садлерс Вельс ENO в 1970-х гг. был одним из столпов в развитии компании. Музыкальный директор сэр Чарльз Макеррас, несмотря на Вагнериана, имел проницательность и щедрость, чтобы пригласить Реджинальда Гудалла, который в течение долгих лет был персоной нон-грата в Ковент-Гарден. Спосбность Гудалла как и Вагнейрана – пусть и не сразу – была обнаружена и широко оценена публикой. Цикл имел новый перевод Эндрю Портера и план Ральфа Колтая, которые были признаны потрясающими, хотя в последствие они оказались похожими на новые постановки. Насколько выросло увольнение членов компании можно судить по живой записи сделанной EMI и выпущенной компанией Шандос Рекордс (Chandos Records). Среди певцов выступали Норман Байли, Рита Хантер и Альберто Ремедиос.
Впервый за 30 лет Вагнерс Ринг (Wagner\'s Ring) вернулся на сцену на английском, совпав с 30-летием Компании под названием Английская Национальная Опера. Другие выступления в три предыдущих сезона готовились Филлидой Ллойд по сценарию Ричарда Хадсона с освещением Симона Миллса в переводе Джереми Самса. Ринголд (The Rhinegold), Валькирия (The Valkyrie) и Зигфрид (Siegfried) были поставлены в 2004 г., в год столетия Колизея, а Сумерки Богов (Twilight of the Gods) открыли сезон весной 2005 г. Постановки стали известны благодаря использованию современных минималистских комплектов и костюмов. Некоторые критики называют Цикл Филлиды Ллойд самым лучшим в Королевском Оперном Театре (Royal Opera House) почти во всех отношениях, хотя многие другие считали его беспорядочным и банальным, как Вагнерс-цикл. Также доносились жалобы на плохое пение и игру.
Гилберт и Салливан (Gilbert & Sullivan)
В ENO (и ее предшественнике, Садлерс Вельсе) было поставлено пять из тринадцати опер Гилберта и Салливана. Этот период совпал с окончанием монополии Оперной Компании Д\'Ойли Карт (D\'Oyly Carte), тогда в конце 1961 г. появилось авторское право и был поставлен Иолант (Iolanthe). Опера ездила на гастроли в Бельгию и Германию (1962 г.) и в Амстердам, Вену и Прагу (1965 г.). Вскоре был поставлен Микадо (Mikado). За ним последовало Терпение (Patience) 1969 г. и после нескольких выступлений в Лондоне постановку посмотрела вся Великобритания и некоторые континентальные города. Во второй версии Микадо, поставленной в 1987 г. под руководством Джонатана Миллера, роль Главного Палача досталась комедиантам Эрику Идле и Биллу Одди, а в последствие ее исполнял Ричард Стюарт.
Тенор Бонавентура Боттоне исполнил роль «второго влюбчивого тромбониста», Нанки-Пу, в 98 представлениях – как в Лондоне, так и в Венеции в 1987-2004 гг. Эта постановка – впервые появившаяся в Англии в 1930-х гг. на приморском курорте, в черно-белом цвете и таких же костюмах – часто переигрывается. Постановка Принцесса Ида (Princess Ida) под руководством Кена Расселла подверглась жесткой критике и демонстрировалась зрителям совсем недолго. Пираты Пензанса (Pirates of Penzance) были показаны публике в 2005 г., но не было объявлено о повторной постановке. Постановка Гондольеры (The Gondoliers) под руководством Мартина Дункана в 2006 г. заслужила ряд положительных отзывов.
Резиденция
Театр Колизей, рядом с Трафальгарской Площадью, - один из крупнейших и самых оснащенных театров. Он был открыт в 1904 г. одним из самых известных театральных менеджеров Освальдом Столлом и театральным архитектором Франком Мэтчем. Они хотели построить самый большой «Народный дворец развлечений». Английская Национальная Опера заняла этот театр в 1968 г. В 1992 г. ENO приобрела здание за £12.8 миллионов. Театр пережил серьезную реконструкцию в 2000-2004 гг. и именно здесь находится самая большая арка на авансцену в Лондоне, а также в этом театре появилось первое электрическое освещение. Он был построен с редко используемой вращающейся сценой. Сегодня механика убрана и помещение под сценой используется в качестве столовой для сотрудников.
Разработчик Декка Студиос (Decca Studios) из Западного Хэмпстеда сегодня переименована Лилиан Байлис Хауз (Lilian Baylis House), здесь проходят репетиции ENO. Когда здание было резиденцией Английской Национальной Оперы, оно пострадало от ненадлежащего обращения и сегодня требует серьезного ремонта. До сих пор сохранились следы от прошлого владельца, такие как красные огни над входной дверью и провода от микрофонов над крышей здания. Там, где сейчас находится Студия 1, по-прежнему стоит проектор, использовавшийся во время записи оркестровой музыки. Наконец, в 2008 г. наметился некий просвет, начались работы по замене вентиляционной и электрической систем, последняя не могла корректно функционировать при напряжении в 40 ватт. Также началась реконструкция внешнего облика здания.
Образование
Еno байлис (eno baylis) – образовательный отдел ENO. Ежегодно около 12,000 людей вовлекаются в различные проекты, мероприятия, курсы и представления с целью развития созидательного чувства к оперному и музыкальному театру; разрабатывая новые проекты в сотрудничестве с сообществами и исследуя индивидуальную активность, чтобы продвинуть постановки ENO; и одобряя изучение и развитие, приглашая артистов и сотрудничая с различными ресурсами.
Английская Национальная опера постоянно открывает для свои поклонников новые грани своего творчества, новые возможности и новые постановки: так, к примеру, на сезон 2011/2012 года запланировано одиннадцать новых постановок, большинство из которых принадлежит перу современных композиторов, но в основу легли преимущественно классические произведения литературы, такие как «Свадьба Фигаро» и даже «Евгений Онегин».
Чтобы узнать больше про Оперу и другие интересные места английской столицы, смотрите раздел «Достопримечательности Лондона».